Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 66-87-152
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Сети укрупняют ячейки

Количество территориальных сетевых организаций (ТСО) в России превысило 3500. Минэнерго надеется, что в ходе реформ и укрупнения количество электросетевых компаний к 2030 году сократится до 800. Активную роль в консолидации ТСО играют "Россети". Холдинг стремится стандартизировать подходы при осуществлении технического контроля за деятельностью всех сетевых компаний, а также сделать прозрачными процессы тарифообразования в передаче электроэнергии.

К территориальным сетевым организациям относятся региональные компании, владеющие электросетевым хозяйством — трансформаторной подстанцией с проектным классом напряжения не менее 3 кВ и выше, а также линиями электропередачи напряжением 0,4-110 кВ.

Эти компании, в отличие от входящих в "Россети" МРСК, оперирующих на территории нескольких регионов, оказывают услуги передачи электроэнергии и проводят техприсоединение абонентов к сетям только в своем регионе. По данным НП ТСО, к 2014 году количество ТСО достигло 3500 (только 59 из этого числа являются ДЗО "Россетей"). Из общего количества российских ТСО 80% объемов услуг передачи электроэнергии приходится всего на 100 территориальных сетевых организаций, а выручку, превышающую 500 млн рублей, имеют 172 ТСО.

При этом на рынке существуют сотни микрокомпаний. Среди юридических лиц, получивших статус ТСО, есть компании, объектами управления которых значились всего несколько метров арендованного кабеля. Достаточно много компаний в сегменте имеют в штате одного-двух сотрудников (директора и бухгалтера), а в статьях расходов у них только закупка канцтоваров.

Эксперты полагают, что ТСО плодились как грибы после дождя, поскольку таким способом, через отдельно зарегистрированный сетевой бизнес, собственники промышленных предприятий снижали свои издержки на транспортировку электроэнергии. Они передавали свое электросетевое хозяйство в аренду аффилированной ТСО, а потом эти сетевые организации получали компенсацию расходов через котловой тариф, который распределяется на всех потребителей региона. Модель аренды вместо передачи заводских сетей в собственность ТСО чаще всего применялась, чтобы на точке поставки электроэнергии сохранялся низкий тариф на передачу по сетям высокого напряжения (чем ниже уровень напряжения, тем выше тариф).

Сначала модель демпфирования тарифа на передачу через ТСО стали использовать крупные промышленные холдинги, зачастую субсидировавшие остальных потребителей через котловой тариф. Через ТСО часть потерь можно было вернуть. Собственные сетевые организации есть у крупных промышленных холдингов и организаций — "Газпрома", РЖД, ЛУКОЙЛа, "Сургутнефтегаза", "Транснефти", КамАЗа, Минобороны РФ. Однако впоследствии все больше промпредприятий начали компенсировать необходимую валовую выручку (НВВ) через собственные территориальные сетевые организации, де-факто продолжая эксплуатировать электросетевое хозяйство самостоятельно. Все имеющие ТСО предприятия получали от региональных котлодержателей возврат средств в виде начисленной сетевой организации НВВ. Учитывая ограничения по росту сетевого тарифа, для котлодержателя, которым чаще всего являлась дочерняя компания "Россетей", это означало появление выпадающих доходов, так как затраты монопотребительских ТСО на рост тарифа для потребителей в полном объеме не переложить. По данным аналитиков "Инвесткафе", около 20% общих затрат региональных МРСК на передачу электроэнергии составляют затраты на возврат средств ТСО. В аффилированные ТСО предприятия могут передавать и резервную мощность, которую сберегают до лучших времен. Как известно, в этом году регуляторы обсуждают возможность введения платы за неиспользуемую резервную мощность.

Каковы положительные и отрицательные стороны сложившейся ситуации для потребителей ТСО? Глава НП ТСО Александр Хуруджи видит плюсы в том, что ТСО обеспечивают для потребителей доступность к сетям, оперативны в принятии решений, позволяют крупным производствам снизить затраты, перераспределив свои расходы на всех потребителей электроэнергии в регионе. Кроме того, ТСО легко могут подхватывать на баланс бесхозные сети, например сети, оставшиеся от обслуживания строек, обеспечивают конкурентность на рынке техприсоединений. Минусы большого количества ТСО — дополнительная финансовая нагрузка на потребителей электроэнергии в регионе, непрозрачность деятельности, низкая эффективность на единицу энергооборудования, подконтрольность местным властям со всеми последствиями этого, зачастую низкая техническая надежность энергоснабжения. К примеру, у микро-ТСО часто отсутствуют материальные запасы и финансовые резервы, из-за чего такие организации не могут оперативно устранять аварии.

ТСО профильтруют

В марте 2014 года Дмитрий Медведев подписал постановление N179 "О внесении изменений в некоторые акты правительства РФ по вопросам электроэнергетики", которое устанавливает критерии отнесения территориальной сетевой организации к моносетям. Теперь, если доля суммарной максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, которые присоединены к сетям ТСО, составляет не менее 80% от суммарной мощности абонентов ТСО, такая организация считается моносетевой. Она будет обязана платить двойной тариф за передачу — котловой и специально установленный тариф для моносетей, который обеспечит содержание энергообъекта, используемого преимущественно самим монопотребителем. Также в ближайшее время будут приняты критерии отнесения к ТСО, которые также послужат фильтром для просеивания не отвечающих установленным требованиям сетевых организаций.

"В этом году будет принято решение об исключении практики, при которой затраты сетевых организаций, которые полностью обслуживают отдельные предприятия, перекладываются на потребителей целого региона. Предприятия, которым принадлежат собственные сети, не смогут теперь затраты, которые они несут, перекладывать на остальных потребителей соответствующего региона. Это приведет к сдерживанию роста тарифов для остальных потребителей регионов, прежде всего для малого и среднего бизнеса,— прокомментировал постановление вице-премьер РФ Аркадий Дворкович.— Их стало сегодня много, и это уже перестало являться фактором развития конкуренции и стало фактором монополизации на локальных рынках и появления дополнительных затрат у потребителей. После введения минимальных требований многие сетевые организации вынуждены будут уйти с рынка, затраты можно будет оптимизировать в рамках более крупных и отвечающих установленным требованиям организаций".

По мнению участников рынка, за счет исключения из НВВ котла затрат моносетей (по сути, крупных промышленных предприятий), возможно, удастся компенсировать часть потерь, которые понесет российский электросетевой комплекс в результате введения с 1 октября 2015 года новых льгот по техприсоединению для потребителей мощностью до 150 кВт.

В проекте постановления правительства о лицензировании деятельности ТСО предполагается, что на рынке должны присутствовать компании, которые располагают энергопринимающими устройствами мощностью не менее 10 МВА, квалифицированным персоналом и для которых утверждены нормативы потерь электроэнергии. "Россети" также внесли предложение об обязательном получении ТСО Паспорта о подготовке к прохождению осенне-зимнего периода.
Способы укрупнения

Главным консолидатором ТСО могут выступить "Россети", которые стремятся сделать прозрачным процесс формирования тарифов в котле. Например, "МРСК Центра" декларирует доведение доли на своей территории присутствия до 90% и уже несколько лет ведет политику присоединения ТСО через выкуп у муниципальных властей локальных ТСО. До 2016 года "МРСК Центра" намеревалась выкупить шесть ТСО (МУП "Воронежская горэлектросеть", ОАО "Орелоблэнерго", ОАО "Липецкая городская энергетическая компания" (ЛГЭК), МУП "Тверьгорэлектро", ОАО "Рыбинская горэлектросеть", ОАО "Курские электрические сети"). В августе прошлого года МРСК за 416 млн руб. приобрела ТСО Старого Оскола.

Возможно, после изменения правил игры на рынке ТСО стоимость продажи сетей снизится, так как локальные игроки будут вынуждены избавляться от ставшего затратным электросетевого хозяйства и передавать его квалифицированным сетевым организациям. "Зачастую под консолидацией понимается поглощение более крупными компаниями меньших по размеру. В электросетевом комплексе в современных условиях такой подход означал бы необходимость расходов денежных средств за счет докапитализации "Россетей" либо увеличения тарифа. Оба варианта неприемлемы для потребителей и руководства страны. Однако необходимость консолидации с целью решения вышеуказанных проблем очевидна,— размышляет глава НП ТСО Александр Хуруджи.— В 2014 году "Россети" всеми ДЗО вступили в НП ТСО, фактически с этого и началась консолидация ТСО. На площадке НП мы постарались найти взаимовыгодную для всех форму взаимодействия, соблюдая баланс интересов. "Россети" делятся передовым опытом, готовят оптимизированные решения по техприсоединению (присоединение к проекту "Портал-тп.рф"), единой технической политике, взаимодействию при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, давая остальным участникам без дополнительных затрат стать более эффективными и прозрачными, не потеряв самостоятельности".

По мнению представителей одной из ТСО, аффилированной с крупным топливно-энергетическим холдингом, введение предложенных Минэнерго критериев может привести к увеличению количества бесхозяйных сетей. "Кроме того, критерии не учитывают особенности ценообразования на услуги по передаче электрической энергии для "моносетей", в то же время правительством РФ определены критерии для таких сетевых компаний",— полагает он. Александр Хуруджи соглашается с представителем ТСО: "В том случае если критерии Минэнерго будут введены, а механизм, что делать с теми, кто критерии не прошел, утвержден не будет, это действительно чревато ростом сетей, брошенных компаниями, не получившими статус сетевых организаций. Поэтому решение по не прошедшим критерии ТСО должно приниматься синхронно с основным постановлением".

По словам первого заместителя генерального директора по технической политике (председателя НП ТСО) Романа Бердникова, важно, чтобы все ТСО полноценно обеспечивали эксплуатацию своего электросетевого хозяйства, несли полную ответственность за надежность энергоснабжения.

 Источник: Коммерсант





Назад к списку новостей