Бой с тенью. Борьба с контрафактом пойдет по плану
27.05.2021
АНП ТСО о борьбе с некачественной продукцией и контрафактомЭнергетика и промышгленность России
Бой с тенью. Борьба с контрафактом пойдет по плану
Производство для энергетикиТри месяца на подготовку
Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции до 2025 года утвердил премьер-министр Михаил Мишустин в начале февраля.«Ее цель — сократить объемы незаконного оборота и снизить его влияние на развитие экономики и социальной сферы, — пояснил он тогда. — Планируется это сделать через совершенствование законов и норм, а также методов надзора и реализацию комплекса мер по пресечению незаконного оборота».
Он также отметил, что предполагается усилить защиту интеллектуальной собственности, создать национальный центр компетенций, который займется анализом ситуации в этой сфере, разработать и внедрить электронные сервисы для людей и, конечно, сблизить законодательство с нашими партнерами по Евразийскому экономическому союзу.
В среднесрочной (до 2025 г.) перспективе особое внимание предполагалось уделить совершенствованию контрольных государственных и общественных механизмов в отраслях промышленности, являющихся базовыми, для устойчивого развития экономики страны в ближайшие несколько десятков лет: топливная, химическая, электронная, кабельно-проводниковая и т.п.
В соответствии с распоряжением Правительства, давшему Министерству промышленности и торговли три месяца на подготовку плана мероприятий по ее исполнению, в начале мая ведомство подготовило документ.
Касается всех видов продукции
Как рассказали «ЭПР» в Минпромторге России, при разработке проекта Плана по реализации Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции были учтены предложения органов законодательной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, отраслевых и общественных организаций, включая ТПП и РСПП.На сегодня завершены все предусмотренные процедуры согласования с федеральными органами исполнительной власти. Проект Плана внесен в Правительство 4 мая.
Принятая Правительством РФ Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции содержит перечень основных мер, которые необходимо предпринять в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в ближайшие 5 лет. В Стратегии определены приоритетные отрасли промышленности для наблюдения и принятия мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Как пояснили «ЭПР» в Минпромторге, проект Плана разделен на соответствующие разделы и содержит мероприятия по реализации этих мер. Разделы Плана касаются всех видов продукции, в том числе продукции топливной и кабельно-проводниковой промышленности.
Комплексный межведомственный подход
В Плане, помимо мероприятий, непосредственно направленных на противодействие незаконному обороту продукции, особая роль отведена созданию и развитию мониторинга ситуации в этой сфере с использованием информационных ресурсов различных органов власти и субъектов Российской Федерации. А также созданию условий по вовлечению в процесс противодействия незаконному обороту населения РФ, работе с бизнес-сообществом, а также дальнейшему развитию систем прослеживаемости товаров, в том числе наиболее эффективного из них — системы цифровой маркировки.
Основные меры в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции на ближайшие 5 лет:
- совершенствование законодательства Российской Федерации;
- координация усилий органов власти всех уровней;
- разработка и применение механизмов противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
- развитие системы прослеживаемости на всех этапах ее жизненного цикла с использованием государственных информационных систем;
- разработка и внедрение комплексной системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции;
- формирование нетерпимого отношения гражданского общества к потреблению промышленной продукции, находящейся в незаконном обороте, вовлечение бизнес-сообщества в процесс противодействия незаконному обороту продукции;
- гармонизация законодательств государств – членов ЕАЭС;
- развитие международного сотрудничества.
«Основополагающим в борьбе с контрафактной продукцией является комплексный межведомственный подход к проблеме, — отмечают в Минпромторге. — Поэтому большинство мероприятий проекта Плана носят межведомственный характер. Цель этого — координация действий всех участников регулирования и контроля по различным отраслям промышленности и торговли. А исполнителями мероприятий проекта Плана являются, как правило, несколько органов власти».
Как отметили в ведомстве, на сегодня отсутствуют межведомственные противоречия. Но по некоторым мероприятиям проекта Плана согласительные процедуры не завершены и будут проводиться на площадке Аппарата Правительства РФ. Поэтому сегодня говорить предметно о содержании мероприятий проекта Плана преждевременно.
Актуальность вопроса несомненна
«Актуальность вопроса присутствия контрафакта в топливной и кабельно-проводниковой отраслях несомненна, — отметили в Минпромторге РФ. — Вопросы по незаконному обороту продукции ТЭКа неоднократно поднимались на заседаниях Государственной комиссии в 2019–2020 гг. Это реализация и итоги пилотного проекта по входному контролю кабельной продукции энергетического назначения, совершенствование правового регулирования оборота такой продукции, вопросы целесообразности и технической возможности маркировки кабельной продукции средствами идентификации».Противодействие контрафакту в продукции ТЭКа будет осуществляться в рамках реализации Стратегии, Плана по ее реализации, в соответствии с решениями Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, подчеркнули в Минпромторге РФ.
МНЕНИЯ
Наталья Готова, директор Департамента по связям с органами власти Ассоциации «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» (НП ТСО):
«С точки зрения развития отечественного машиностроения, приборостроения, иного производства уход с рынка контрафактных производителей это позитивный фактор. А для нас, для пользователей, главное, чтобы меры по борьбе с контрафактом не вызвали удорожания продукции.
Что касается конкретики, то, к примеру, приборы учета электрической энергии и так уже маркированы штрих-кодами. У нас проблема скорее не контрафакт как таковой, а низкое качество электротехнической продукции, которая поставляется в рамках тендеров поставщиками, которые пытаются выиграть на заниженных ценах.
Так как закупочное законодательство не предусматривает возможности введения каких-либо дополнительных критериев, позволяющих отсечь таких производителей, то у сетевых организаций возникают проблемы с применением такого оборудования, что сказывается на качестве энергоснабжения.
У ПАО «Россети» такие проблемы решены специальными стандартами организации. Продукция, которую используют ДЗО Группы «Россети», аттестуется специальной экспертной комиссией, к тендерам могут быть допущены только поставщики, которые были аттестованы. Такую практику было бы неплохо распространить на весь электросетевой комплекс».
Михаил Минаенко, директор по маркетингу ООО «Камский кабель»:
«В настоящее время проблема распространения фальсифицированной продукции остро стоит в разных сферах промышленности, в том числе и кабельной. На фоне кризиса в мировой экономике и неблагоприятной эпидемиологической обстановки наблюдается серьезный рост количества низкокачественной продукции как в бытовом секторе, так и в сегменте специализированной продукции для разных отраслей промышленности.
По данным мониторинга кабельно-проводниковой продукции, проведенного Ассоциацией «Честная позиция» в 2020 году, доля фальсифицированной кабельной продукции составила более 50%. То есть более половины образцов кабеля не соответствует ГОСТу и несут опасность для потребителей! При этом если в конструкции есть нарушения, например занижено сечение токопроводящей жилы, толщина оболочки и изоляции, использованы некачественные материалы, то такая продукция не прослужит долго, может стать причиной утечки электроэнергии, поломки оборудования или привести к пожару.
Продукцию с нарушениями производят как крупные компании, так и мелкие. Итоги в цифрах следующие: всего проверено 220 образцов от 66 производителей, нарушения выявлены в 118 образцах от 46 производителей. Данная статистика свидетельствует о серьезной проблеме оборота на рынке России некачественной кабельно-проводниковой продукции. Значительная часть исследованных образцов была закуплена в розничных сетях, где продукция приобретается напрямую потребителями, имеющими ограниченные возможности для проверки ее качества. Проблема входного контроля продукции в DIY-сетях продолжает усиливаться, повышается уровень потенциальной угрозы для здоровья и благополучия граждан».
Наталья Грязнова, продакт-менеджер отдела кабельно-проводниковой продукции компании ЭТМ:
«Вопрос контрафакта кабельно-проводниковой продукции все еще актуален, хотя его доля существенно сократилась благодаря проекту «Кабель без опасности». 5 лет борьбы с фальсификатом принесли результаты и «усеченный» кабель стал реже попадать на рынок.
Также изменился характер несоответствия заявленным параметрам. Если раньше беспокойство вызывало сопротивление токопроводящей жилы, то сегодня на первый план выходит проблема дыма и качества ПВХ-материалов. Надеемся, что изменения нормативной документации на пластикаты поливинилхлоридные пониженной пожарной опасности помогут навести порядок в этом вопросе.
Проблема по-прежнему значима для строительства, так как в основном там используется общепромышленный кабель.
В ЭТМ организована система входного контроля во всех логистических центрах. Проверяется геометрия каждого кабеля и сопротивление токопроводящей жилы, что исключает поставку контрафакта. Любое отклонение от ГОСТа дает право ЭТМ вернуть всю партию поставщику и применить штраф в размере 20% от стоимости партии».