Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Минэнерго поделило счётчики между сетями и сбытами

08.11.2018
Переток.ру
30 Октября 2018
Минэнерго поделило счётчики между сетями и сбытами
Минэнерго направило в правительство проект поправок в законопроект об интеллектуальных системах учёта (ИСУ).
Как и предполагалось, регулятор предлагает разделить право собственности на счётчики: ранее принадлежавшие гражданам приборы учёта в многоквартирных жилых домах (МКД) теперь перейдут в ведение гарантирующих поставщиков (ГП), сетевым компаниям достанутся счётчики прочих потребителей розничного рынка, в том числе товариществ собственников жилья (ТСЖ). Часть расходов на ИСУ может быть компенсирована за счёт ожидаемой экономии сбытов и сетей, но вопрос о сохранении этих средств в тарифе на будущие периоды не решён. Неопределённая пока доля затрат на счётчики может быть включена соответственно в тариф на передачу и сбытовую надбавку, но возможный объём доплаты должен вписаться в ограничение роста ставок не выше уровня инфляции. Получить дополнительное финансирование через тариф сетям будет трудно: им ещё предстоит «уложить в инфляцию» широкомасштабную реформу сетевых тарифов, направленную на перераспределение перекрёстного субсидирования. Минэнерго поделило счётчики между сетями и сбытами Источник: Beliakina Ekaterina/Shutterstock.com Законопроект об ИСУ был принят Госдумой в первом чтении в ноябре прошлого года. После этого в энергосообществе развернулась широкая дискуссия: в документе чётко не были разделены понятия стандартных приборов учёта и интеллектуальных систем учёта (ИСУ), оказался не урегулирован вопрос о праве собственности на счётчики и, главное, не ясен механизм финансирования. Норма о передаче счётчиков в ведение сетей, содержавшаяся в первоначальной редакции законопроекта, вызвала критику со стороны других участников рынка. Минэнерго заявило о возможности передачи приборов учёта в МДК в собственность сбытов, Минстрой предлагал оформлять их в общедомовую собственность. Участники парламентских слушаний по проблемам ИСУ, которые прошли в марте в Совете Федерации, называли наиболее реальным компромиссный вариант, учитывающий интересы и сетей, и сбытов. Именно он внесён сейчас Минэнерго в правительство. Проект поправок в законопроект об ИСУ предполагает, что право собственности на приборы учёта будет разделено между сбытовыми и сетевыми организациями, рассказала 30 октября заместитель министра энергетики Анастасия Бондаренко. ГП получат в своё ведение счётчики бытовых потребителей – населения, проживающего в МДК; за приборы прочих покупателей розничного сегмента (мелких и средних промпотребителей, а также ТСЖ и частных домов) будут отвечать сетевики, в первую очередь региональные структуры «Россетей». Предложенные Минэнерго поправки не окончательные, решения могут быть скорректированы при рассмотрении законопроекта в Госдуме и Совете Федерации, оговорилась г-жа Бондаренко. На слушаниях в марте представители Минстроя и Совета Федераций торопили заинтересованные стороны с подачей своих предложений и замечаний, заявляя, что рассчитывают на принятие законопроекта до конца весенней сессии Госдумы. Теперь в Минэнерго говорят, что закон об ИСУ может быть принят до конца года. Документ вступит в силу через три месяца после утверждения, таким образом, при соблюдении озвученных сроков, потребители могут перестать отвечать за свои счётчики уже в марте. В профильном министерстве рассчитывают, что основной этап процесса внедрения ИСУ в России займёт 3–5 лет. «Это экономически мотивированная цель для энергокомпаний, так как за счёт ИСУ они смогут сократить свои расходы, надеемся они не будут тянуть», – отметила Анастасия Бондаренко. Впрочем, регуляторы всё же решили не оставлять процесс на самотёк. Законопроект предполагает введение обязательного предоставления услуг интеллектуального учёта с 2021 года; с 2023 года – поправки в систему наказания для нерадивых энергетиков, которые не будут своевременно менять старые приборы на интеллектуальные. Первые полгода потребитель, чья точка учёта не будет оборудована счётчиком со стандартным набором услуг ИСУ, будет оплачивать энергию по среднему чеку за предыдущие периоды, а затем всех расходы в полном объёме будут ложиться на бюджет владельца прибора (в случае с населением – на ГП). Первоначально, в прошлом году, потребителям было обещано, что замена приборов учёта не будет оплачиваться ими через тариф. В марте Минэнерго уже не исключало, что часть затрат на принципах «эталона» всё же может быть включена в него. Дело в том, что процесс внедрения «умных» приборов будет достаточно затратным: по оценкам отраслевых экспертов, замена примерно 50 млн счётчиков в России обойдётся в $5–15 млрд, свободных средств для этого нет ни у сетевых, ни у сбытовых компаний. Сейчас в Минэнерго говорят о двух основных путях финансирования: за счёт экономии средств, которая должна формироваться по мере перехода на ИСУ, и тарифной составляющей. Но ответа на вопрос «В каких долях будут распределены расходы по этим статьям?» у регуляторов пока нет. Решение о сохранении в тарифной выручке денег, сэкономленных в результате внедрения ИСУ, должно быть принято дополнительно, пояснила г-жа Бондаренко. Частично расходы на покупку счётчиков могут быть заложены в тариф на передачу и сбытовую надбавку, но при этом регуляторам по-прежнему придётся учитывать запрет на рост тарифов на уровень инфляции, отметила замглавы Минэнерго. Таким образом, расходы на счётчики могут быть включены в тарифы сетей и сбытов только в том объёме, который позволит не превысить инфляционные ограничения. Пока правительством определены целевые инфляционные показатели только до 2019 года включительно. Оценить, какая часть расходов на ИСУ может войти в тариф, получится только после утверждения целевых показателей инфляции на будущие периоды, пояснила г-жа Бондаренко. Стоит отметить, в настоящий момент в правительстве активно прорабатывается тема реформирования системы электросетевых тарифов с целью более справедливого перераспределения перекрёстного субсидирования. «Россети» ранее заявляли, что эти изменения не приведут к серьёзному повышению тарифной нагрузки, она просто перераспределится между потребителями, а возможный рост платежей уложится в инфляционный рост. Наблюдатели сектора сомневаются, что сетям удастся уложить в инфляционные ограничения и «перераспределение «перекрёстки», и значимые расходы на оплату ИСУ. Пока в правительстве не готовы назвать ориентировочную стоимость «умных» счётчиков, цены на рынке могут отличаться кратно в зависимости от функционала и других факторов. Минпромторг в ближайшее время должен определить минимальный обязательный функционал новых приборов, от которого будет зависеть их цена. Открытым пока остаётся и вопрос о локализации производства ИСУ: пока основную массу предложения на российском рынке формируют продавцы устройств, произведённых в Китае. Российские производители заявляют о готовности наладить производство современных приборов в России, но выработка требований по локализации также находится в компетенции Минпромторга, отметила Анастасия Бондаренко. http://peretok.ru/articles/nets/19189/

Назад к списку статей