выявление и учет бесхоза
Так, в городе Тюмени орган местного самоуправления до признания на бесхозяйные электросетевые объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником направляет территориальным сетевым организациям (далее – ТСО) уведомление об обнаружении бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. При этом данное уведомление содержит только адрес, по которому выявлен бесхозяйный объект, его наименование, краткую характеристику и ссылку на статью 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». С даты получения такого уведомления, по мнению органа местного самоуправления, у ТСО возникает обязанность по эксплуатации бесхозяйного объекта, а у муниципалитета такая обязанность прекращается.
На территории города Шадринска обязанность по организации управления бесхозяйными электросетевыми объектами до признания их муниципальной собственностью возложена на орган местного самоуправления. По сложившейся практике, в рамках реализации данной обязанности, органы местного самоуправления заключают с ТСО соглашения об обслуживании бесхозяйных электросетевых объектов. Заключение такого соглашения подтверждает факт передачи бесхозяйных объектов ТСО и с даты его заключения снимает ответственность с органа местного самоуправления за их эксплуатацию.
Анализируя указанные выше муниципальные правовые акты, следует заметить, что они не предусматривают перечень документов, на основании которых определяется состав объекта и его технические характеристики. Такое положение дел приводит к тому, что количественные характеристики, определяющие состав объектов и технические характеристики объектов зачастую не соответствуют действительности. В таком случае возникает ситуация, когда ответственность за часть бесхозяйного электросетевого объекта, не указанного в уведомлении или соглашении, сохраняется за муниципалитетом, а ТСО такой ответственности не несет. Принимая во внимание то, что не все муниципальные образования субъектов РФ приняли соответствующие нормативные акты, а принятые муниципальные правовые акты содержат различные процедуры и требования, часто затрудняющие определение момента, с которого ТСО обязана относиться к электросетевому объекту как к бесхозяйному, соответственно, и обслуживать его, Ассоциация НП ТСО предлагает по установление единого для всех субъектов РФ порядка выявления бесхозяйных объектов и их передачи на обслуживание ТСО. Кроме того, предлагаем установить обязанность, а не право органов местного самоуправления, в определенные сроки обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь.
Информация о практиках работы в отношении бесхозяйных электросетевых объектов
№ этапа, наименование этапа/мероприятия (при наличии) |
Содержание этапа |
город Тюмень (Порядок выявления, постановки на учет и обслуживания бесхозяйных вещей, приема и хранения находок на территории города Тюмени, утвержденный распоряжением Администрации города Тюмени от 30.08.2007 № 1283-рк) |
|
1. Выявление бесхозяйных электросетевых объектов |
Поступление в Департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени (далее - ДИО) обращения гражданина, юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления; непосредственное визуальное обнаружение на территории административных округов города Тюмени управами административных округов, муниципальными учреждениями по благоустройству муниципального образования; иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ. Направление ДИО уведомления о необходимости проведения комиссионного обследования в адрес заявителя, муниципального учреждения, которое осуществляет бюджетный учет имущества, составляющего муниципальную казну и организацию, осуществляющую регулируемый вид деятельности в сфере электроснабжения |
2. Комиссионное обследование |
Комиссионное обследование проводится с участием заявителя, муниципального учреждения, которое осуществляет бюджетный учет имущества, составляющего муниципальную казну и организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере электроснабжения с составлением акта осмотра и схемы расположения выявленных бесхозяйных электросетевых объектов муниципальным учреждением, осуществляющим бюджетный учет имущества, составляющего муниципальную казну. Направление данным органом копий акта осмотра и схемы расположения выявленных бесхозяйных электросетевых объектов в ДИО. |
3. Получение информации из реестра муниципального имущества г. Тюмени |
Направление муниципальным учреждением, которое осуществляет бюджетный учет имущества составляющего муниципальную казну информации о наличии (отсутствии) на балансе (бюджетном учете) выявленных электросетевых объектов в ДИО. Направление ДИО в адрес заявителя уведомления о том, что объект, в отношении которого сторонами было проведено комиссионное обследование является объектом учета реестра муниципального имущества города Тюмени либо о том, что выявленный объект не является объектом учета реестра муниципального имущества и в отношении указанного объекта ДИО организована работа по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. В отношении выявленных объектов, которые не являются объектами учета реестра муниципального имущества, ДИО направляет вышеуказанное уведомление и копию обращения заявителя, копии акта осмотра и схемы расположения в департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее – ДГХ) в целях обеспечения сохранности и эксплуатационной пригодности, а также предотвращения возникновения угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан до решения вопроса о признании права муниципальной собственности на выявленный объект. Направление ДГХ в адрес организации, к электрическим сетям которой, согласно схеме расположения выявленных бесхозяйных электросетевых объектов, присоединены объекты, которые не являются объектом учета реестра муниципального имущества, уведомления об обнаружении бесхозяйных электросетевых объектах |
4. Сбор документов и постановка на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей |
Сбор информации, необходимой для постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ путем направления запросов: - департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее – ДЗОиГ); - департамент имущественных отношений Тюменской области; - территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области; - МКУ «ТГИК»; - филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области; - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Тюменской области. Принятие мер по постановке ДИО на учет бесхозяйных электросетевых объектов в порядке, предусмотренном приказом Минэкономразвития РФ от 22.11.2013 №701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». В случае поступления информации филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Тюменской области об отсутствии сведений о постановке на учет на кадастровый учет объекта недвижимости ДИО обеспечивает постановку на учет выявленных бесхозяйных электросетевых объектов в течение 1 года с даты регистрации такой информации в ДИО. Направление ДИО полученной выписки из Единого государственного реестра на недвижимое имущество сделок с ним, подтверждающей постановку бесхозяйных электросетевых объектов на учет и кадастровый паспорт данных бесхозяйных электросетевых объектов в управы административных округов для обеспечения их сохранности и эксплуатационной пригодности, а также с целью предотвращения возникновения угрозы жизни, здоровью, имуществу граждан. |
5. Признание права муниципальной собственности |
Обращение ДИО в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный электросетевой объект. Осуществление необходимых действий для государственной регистрации права муниципальной собственности на объект и включение его в реестр муниципальной собственности. Направление ДИО информации о том, что бесхозяйный электросетевой объект является муниципальной собственностью в управы административных округов. |
город Шадринск (Положение о порядке выявления и оформления права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества, утвержденное постановлением Администрации города Шадринска от 06.04.2012 № 723) |
|
1. Выявление бесхозяйных электросетевых объектов |
Поступление в Комитет по управлению муниципальным имуществом (далее - КУМИ) обращения от юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций любой формы собственности), физических лиц, структурных подразделений Администрации города Шадринска; непосредственное обнаружение объекта при проведении инвентаризации, возникновении аварийных ситуаций на объектах инженерной инфраструктуры муниципального образования, в процессе осуществления муниципального земельного контроля. Определение технических характеристик (в случае отсутствия данных создается рабочая группа из специалистов КУМИ, Комитета по строительству и архитектуре Администрации города Шадринска (далее - КСиА) и представителей организаций, использующих электросетевые объекты). Проверка КУМИ представленных в обращении сведений об объекте, в ходе которой также устанавливается наличие у выявленных электросетевых объектов собственников и отказались ли собственники от права собственности на выявленные объекты. Формирование КУМИ по результатам проверки пакета документов, подтверждающих возможность отнесения выявленного электросетевого имущества к бесхозяйному имуществу (справок о балансодержателе и собственнике объекта, наличии в ЕГРЮЛ/ЕГРИП сведений о возможном собственнике, учете объекта в реестрах федерального и государственного имущества Курганской области, отказе собственника от права собственности). Формирование КУМИ пакета технической документации, необходимой для последующего изготовления технических и кадастровых паспортов. При необходимости подготовки графических материалов (схем, планшетов и т.д.) – обращение в КСиА. Подготовка графических материалов (схем, планшетов и т.д.) отделом градостроительства и архитектуры КСиА. Направление КУМИ заявки в Шадринское отделение ФГУП «Ростехинвентаризация Федеральное БТИ» (далее - БТИ) на изготовление технических и кадастровых паспортов на бесхозяйные объекты. |
2. Принятие на учет бесхозяйных электросетевых объектов |
Обращение КУМИ от имени Администрации города Шадринска с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о приеме бесхозяйного объекта на учет с предоставлением (в зависимости от ситуации): - справки БТИ о том, что балансодержатель и собственник объекта не определен; - справки органов учета федерального и государственного имущества о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального и государственного имущества Курганской области; - заявления собственника об отказе от прав собственности на объект. Получение КУМИ выписки из ЕГРП о принятии на учет объекта. Направление КУМИ копии указанной выписки в соответствующие структурные подразделения Администрации города Шадринска вместе с актом приема-передачи бесхозяйного объекта во временное пользование до момента государственной регистрации имущества в качестве муниципальной собственности. Организация управления бесхозяйным имуществом, которая осуществляется: - Комитетом городского хозяйства Администрации города Шадринска, если бесхозяйные электросетевые объекты относятся к объектам городского хозяйства, от функционирования и эксплуатации которых зависит жизнеобеспечение населения города Шадринска и деятельность организаций, расположенных в границах города Шадринска; - КУМИ в отношении иных объектов. |
3. Регистрация права муниципальной собственности на электросетевые объекты |
Подготовка документов и обращение КУМИ в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект. Проведение Администрацией города Шадринска в лице КУМИ государственной регистрации права муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Подготовка Администрацией города Шадринска в лице КУМИ: - проекта решения Шадринской городской Думы о включении объектов имущества в перечень объектов муниципальной собственности; - распоряжения КУМИ о включении объектов в состав муниципальной казны. Подготовка КУМИ документов на земельные участки под выявленными объектами. |
город Томск (Положение о приеме в муниципальную собственность бесхозяйных недвижимых объектов жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства г. Томск, утвержденное Решением Томской городской Думы от 13 февраля 2002 г. № 124) |
|
Этап 1 |
По мере выявления бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства Администрация города Томска обращается с заявлением в территориальный орган по Томской области федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке их на учет. Финансирование мероприятий, связанных с постановкой на учет бесхозяйных объектов, осуществляется из бюджета города Томска. |
Этап 2 |
После подготовки технической документации на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства Администрация города Томска на год заключает договор на обслуживание (эксплуатацию) данного объекта со специализированным предприятием жилищно-коммунального хозяйства. |
Этап 3 |
Расходы специализированных предприятий жилищно-коммунального хозяйства по содержанию, обслуживанию (эксплуатации) бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются в бюджете города на соответствующий финансовый год в расходах на жилищно-коммунальное хозяйство. Возмещение расходов специализированным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства по содержанию, обслуживанию (эксплуатации) бесхозяйных объектов жилищно-коммунального хозяйства предоставляется на основании технико-экономических расчетов. В случае установления собственника, расходы, понесенные Муниципалитетом по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства, взыскиваются в установленном порядке. |
Этап 4 |
По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта жилищно-коммунального хозяйства на учет орган, Администрация города Томска обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. |
Этап 5 |
После признания права муниципальной собственности на бесхозяйный объект жилищно-коммунального хозяйства на основании решения суда, Администрация города Томска регистрирует право муниципальной собственности на объект и включает его в реестр муниципальной собственности. |
Этап 6 |
Администрация города Томска оформляет передачу объекта жилищно-коммунального хозяйства, на который зарегистрировано право муниципальной собственности, в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование специализированным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, согласно установленному и действующему порядку приема-передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства специализированным предприятиям. |
город Нижневартовск (Порядок выявления бесхозяйных инженерных сетей и объектов коммунального назначения для последующей передачи их в муниципальную собственность, утвержденный постановлением Администрации города Нижневартовска от 09.06.2014 № 1102-р) |
|
Этап 1 |
Выявление бесхозяйного электросетевого объекта сетевой организацией, передача информации в комиссию администрации города по бесхозяйным объектам |
Этап 2 |
Решение комиссии администрации города о проведении обследования, изготовления технического паспорта БТИ для приемки в муниципальную собственность |
Этап 3 |
Приемка объекта в муниципальную собственность, регистрация права собственности на объект недвижимости |
Этап 4 |
Передача объекта по договору аренды эксплуатирующей организации |
Территория присутствия ПАО «МРСК Сибири» |
|
1. Передача бесхозяйных электросетевых объектов по инициативе органа местного самоуправления (далее - ОМС) |
1. Выявление бесхозяйных объектов. 2. Осуществление мероприятий по определению собственника имущества. 3. В случае подтверждения отсутствия собственника ОМС направляет запросы в организации, осуществляющие электроснабжение, о проведении обследования объектов и предоставлении актов технического состояния с заключением о наличии технологической связанности с объектами муниципальной собственности или объектами организации. 4. Обеспечение передачи бесхозяйного имущества соответствующей организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством путем подписания передаточного акта. 5. Принятие ПАО «МРСК Сибири» объектов на техническое обслуживание (для эксплуатации, ремонта и осуществления передачи электрической энергии) путем подписания передаточного акта, готовит приказ о принятии бесхозяйного объекта на обслуживание. 6. ОМС проводит мероприятия по технической инвентаризации, постановке объекта на государственный кадастровый учет, постановке на учет в органах Росреестра объекта в качестве бесхозяйного. 7. По истечении года со дня принятия на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного ОМС обращается в судебные органы с требованием о признании права муниципальной собственности на имущество. После оформления права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество ОМС передает данное имущество в аренду в соответствии с действующим законодательством.
|
2. Передача бесхозяйных (брошенных) объектов в порядке признания приобретательной давности |
1. Получение информации о бесхозяйных объектах, выявление бесхозяйных объектов. 2. Получение информации от ОМС о том, что бесхозяйные объекты не поставлены на учет в Росреестре в качестве бесхозяйных, а также отсутствуют возражения, что ПАО «МРСК Сибири» будет обслуживать и эксплуатировать бесхозяйные объекты, расположенные на их территории. 3. Размещение информации в СМИ, в том числе местных и региональных газетах, о выявлении Обществом в зоне обслуживания филиалов ПАО «МРСК Сибири» бесхозяйных объектов и постановке их на баланс Общества, с целью выявления потенциальных собственников. 4. Эксплуатация бесхозяйных объектов и ведение учета затрат на обслуживание и ремонт объектов, с целью последующей реализации прав, предусмотренных пунктом 1 статьи 234 ГК РФ (часть I) по приобретению прав собственности на это имущество; 5. Подача иска в суд о признании права собственности на брошенные электросетевые объекты за ПАО «МРСК Сибири» по истечении срока эксплуатации 15 лет для недвижимых объектов, 5 лет для движимых объектов (с момента постановки на забалансовый счет).
|
3. Передача бесхозяйных (брошенных) объектов в соответствии со статьей 226 Гражданского Кодекса |
1. Получение информации о бесхозяйных объектах, выявление бесхозяйных объектов. 2. Проведение технического освидетельствования объектов с целью определения технических характеристик и фактического состояния объектов. 3. Получение сведений, подтверждающих отсутствие прав на бесхозяйные объекты по разным формам собственности (федеральная, собственность субъекта, муниципальная) из органов государственной и муниципальной власти. 4. Включение средств на постановку бесхозяйных объектов в Инвестиционную программу Общества. 5. Обращение в суд с иском о признании имущества бесхозяйным. Готовится исковое заявление в суд, в рамках которого предоставляются документы, подтверждающие отсутствие регистрации права собственности муниципального образования (иных возможных заинтересованных лиц), а также свидетельствующих об осуществлении технического обслуживания объекта силами Общества. 6. Вступление решения суда в законную силу. 7. Постановка объекта на баланс Общества после вступления решения суда в законную силу
|