Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Электросетям нужен порядок

10.04.2015
Журнал "Эксперт"
Не простая экономическая ситуация, существовавшая на момент создания "Россетей", с одной стороны, усложнила процесс консолидации в электросетевом комплексе, но с другой - помогла вскрыть ворох годами не решавшихся проблем Компания «Россети» представила прогноз своего развития на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Цифры не внушают оптимизма. Кризис обнажил массу проблем, копившихся годами, и теперь их в ускоренном режиме нужно решать. При этом тариф не самая большая сложность, главная проблема кроется в том, как устроено регулирование всей отрасли. За десятилетие рыночных преобразований законодательство, возникшее вокруг сетевого комплекса страны, сильно усложнилось, а вектор развития энергетики менялся несколько раз. Финансово-экономические дисбалансы копились годами, и теперь они вылились в серьезные трудности. Сетевые компании не образовались с чистого листа, в эту жизнь они вошли уже с долгами, оставшихся от реформирования АО-энерго - региональных энергетических компаний. Это не значит, что компанию ждут финансовые потрясения, но отсутствие прибыли в сетях при текущем регулировании гарантировано на ближайшие годы. Таким образом, задел прочности единой энергосистемы и дальше будет проедаться, а в отдельных сетевых компаниях его и вовсе не осталось. СЕТИ ЗАКРЫВАЮТ КАССУ ОАО «Россети» — крупнейшая в стране инфраструктурная компания. Она дает работу 220 тыс. россиян и обслуживает больше 2,3 млн км сетей разного класса напряжения. В ее состав входят как межрегиональные сетевые компании, занимающиеся распределением электроэнергии, так и ФСК ЕЭС, обслуживающая магистральные сети ультравысокого класса напряжения и передающая электроэнергию на большие расстояния (ее советский предшественник так и назывался — «Дальние электропередачи»). РЕКЛАМА Всего «Россети» выручают в год 670 млрд рублей. Однако далеко не все деньги тратятся на развитие. Так, 130 млрд рублей компания отдает смежным сетевым организациям, 100 млрд идет на компенсацию технологического расхода электроэнергии в сетях, то есть генерации, еще 160 млрд составляет амортизация, направляемая на замещение выбывающих активов. А есть ведь и неподконтрольные компании расходы, например налоги, проценты по кредитам, что обходится еще где-то в 70 млрд рублей. В итоге на содержание самого межрегионального сетевого комплекса огромной страны получается направлять 240 млрд рублей, то есть меньше половины выручки, из которых свыше половины идет на оплату труда персонала. Однако все это «бумажные» расчеты. На практике «Россети» имеют дело с ужасной платежной дисциплиной части своих контрагентов. Российский рынок электроэнергетики устроен так, что энергосбытовые компании, собрав деньги с потребителей и населения, обязаны направить их сетям и на оптовый рынок электроэнергии и мощности. При этом на последний сбыты платят регулярно и без задержек, так как появление задолженности на опте грозит серьезными финансовыми и административными потерями вплоть до лишения статуса гарантирующего поставщика. По расчетам с сетевым комплексом такие правила не действуют. А, поскольку стоимость кредита резко выросла и достигает для сбытовых компаний 20–25% годовых, брать дорогие деньги хотят не многие, да их особо и не дают. В итоге получается такая картина: сбытовые компании, столкнувшись с мощными кассовыми разрывами с декабря 2014 года, отправляют полученные деньги на оптовый рынок, а платежи сетевому комплексу задерживают, то есть покрывают свои кассовые разрывы за счет сетей. Как результат — долги сбытов перед сетями растут: непогашенный переходящий остаток задолженности сбытовой отрасли перед сетями уже достигает порядка 90 млрд рублей. При этом он все время увеличивается: в целом последние три месяца уровень оплаты сбытов перед сетями составляет около 80%. «Проблема неплатежей стала острой в прошлом году, а в первые месяцы нового года она обострилась еще сильнее, — говорит аналитик “Велес-Капитала” Александр Костюков. — В связи со сложностями в экономике ряд потребителей начал увеличивать долги перед сетевыми компаниями (отчасти это происходит и по всем секторам-монополиям). Поэтому стоит ожидать значительного роста дебиторской задолженности в отчетности “Россетей” по итогам 2014 года, первого квартала 2015-го и так далее». Недополученные средства закрываются за счет кредитов. Но если до зимы 2014 года ставка по займам для «дочек» «Россетей» была 8–10%, то затем стоимость кредитования выросла в полтора-два раза. Закрывать кассовые разрывы становится очень дорого. При этом задолженность сетей перед банками по инвестиционным займам заметно повысилась в последние годы. Коэффициент долг/EBITDA возрос за время реформ менее чем с одного почти до трез на текущий момент. При сохранении дисбалансов в отрасли каких-то изменений в этой негативной тенденции ждать не стоит. Кроме того, удорожание обслуживания кредитов может вылиться в 40 млрд рублей дополнительных выплат. Долг «Россетей» возник не за один день, и помимо активных инвестпрограмм его сформировал ряд не зависящих от компании факторов. ВЗЯЛИ НА СЕБЯ Восемь лет реформ для «Россетей» принесли значительные потери. Заметную лепту в это внесло так называемое льготное присоединение. Его ввели после скандала вокруг присоединения к сетям. В частности, плата за техприсоединение в Москве доходила до 150 тыс. рублей за 1 КВт мощности. В дело вмешался президент и поручил сделать присоединение за символическую плату. Намерение правильное, но недоработка в нормативных актах привела к тому, что заявок на присоединение новых потребителей по льготному тарифу стало слишком много — когда все заявки будут удовлетворены, потребление электроэнергии в России должно бы удвоиться. На практике же зачастую потребители берут мощность про запас, и вновь присоединенные абоненты в реальности выбирают лишь 20–30% от заявленных объемов. Все это выльется в ближайшие годы почти в 90 млрд рублей убытков для «Россетей». Однако проблема не только в этом: присоединенная, но невостребованная мощность вносит большой дисбаланс в работу единой энергосистемы — увеличивает расходы на компенсацию потерь электроэнергии в сетях, и реальные потребители возмущаются тем, что эти мощности нужно оплачивать. Кроме того, не стоит забывать проблему последней мили. Механизм давал выручку распредсетям за счет того, что крупные потребители электроэнергии, присоединенные непосредственно к магистральным электросетям Федеральной сетевой компании (ФСК), оплачивали не только тариф ФСК, но и тариф распределительных сетей более низкого напряжения, услугами которых в действительности не пользовались. Эта схема перекрестного субсидирования существовала много лет, но в итоге от нее решили отказаться. Это приведет к выпадающим доходам в размере 60 млрд рублей. Председатель комитета Государственной думы по энергетике Иван Грачев считает, что две самые важные и болезненные причины сложного положения компании «Россети» — это неплатежи и посредники, забирающие часть выручки. Кроме того, на «Россети» было переложено много обязательств без соответствующей компенсации, а существовавшие субсидии постепенно урезались. Среди причин долгов в электроэнергетике — перекрестное субсидирование и меры для снижения нагрузки на население и малый бизнес, считает Юрий Липатов, первый заместитель председателя комитета по энергетике Государственной думы. «Вторая сторона дела — сбытовые компании. Для меня они самое большое разочарование: мы и подумать не могли, что сбытовые компании будут создаваться, чтобы зайти, собрать с потребителя деньги и уйти», — прокомментировал он ситуацию в отрасли. В числе прочего 16 млрд рублей убытков для сетей обернулось падение энергосбытового холдинга «Энергострим», который «пришел, собрал деньги и ушел». Уголовные дела вокруг сбытовых компаний, входивших в эту структуру, идут до сих пор, однако надежды на возврат средств практически нет. Сдерживание тарифов ниже уровня инфляции, постоянные изменения правил игры, такие как фиксация размеров перекрестного субсидирования, пересмотр тарифов, смещение сроков их индексации и т. п., привели к образованию существенных выпадающих доходов. И хотя каждое решение по сдерживанию роста услуг сетей на момент принятия казалось правильным и своевременным, однако в совокупности они вылились в значительные финансовые перекосы (одно только перекрестное субсидирование оценивается в 250 млрд рублей). И будь время спокойное, «Россети», возможно, справились бы, однако обострение ситуации с платежами, рост ставок по кредитам и высокое кредитное бремя поставили под угрозу финансовую устойчивость компании. ГОРДИЕВ УЗЕЛ Экономика самих межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) — это отдельный большой блок проблем. Главная из них — все то же непостоянство российского законодательства. За последние десять лет реформ электроэнергетики три раза сменился принцип ценообразования. После развала РАО сетевым компаниям был предложен тариф «затраты плюс». Каждый год регулятор (региональные энергетические комиссии) устанавливал тариф исходя из себестоимости и небольшой рентабельности МРСК. Главным для МРСК было обосновать стоимость своих услуг. Основной недостаток такого подхода в том, что прибыль, даже если она в реальности была, обязательно расходовалась, ведь выбытие активов «по старости» никто не отменял. Структура средней цены на электроэнергию seti_graph.jpg Структура средней цены на электроэнергию В 2009–2010 годах сетевой комплекс перешел на RAB-регулирование. Такой тариф подразумевал, что все построенные объекты будут окупаться в течение какого-то длительного срока, а у компаний должна оставаться небольшая прибыль. Это вылилось в то, что компании МРСК по заявкам региональных властей развернули на местах масштабное строительство. Тарифы (пусть и обоснованно) начали расти как на дрожжах, и правительству пришлось отказаться от такого подхода. С 2011 года сети де-факто живут в новой парадигме ценообразования price cap: правительство ежегодно устанавливает для сетевых организаций планку роста тарифов, РЭКи на местах их утверждают. Одна из проблем МРСК — «тарифные колодцы». Филиалы одной МРСК — распределительные компании — функционируют в нескольких областях, и тарифы в каждом регионе им утверждает свой РЭК, исходя из своего собственного представления о мироустройстве. Получается в одном густо, в другом пусто (точнее, «густо» уже почти нигде не осталось). В итоге деятельность МРСК крайне неоднородна, и убытки в одних регионах (филиалах) приходится покрывать за счет прибыли в других. В России в каждом регионе свой тариф на каждый класс напряжения, да еще по группам потребителей, как результат — более 1000 тарифов в стране. «По сути, в сетевом сегменте мы вернулись к годичному циклу регулирования тарифов, притом что мировой практикой является долгосрочное регулирование (три—пять лет), оно позволяет компаниям выстраивать более сбалансированные стратегии деятельности», — комментирует ситуацию глава отдела электроэнергетики «ВТБ Капитала»Михаил Расстригин. «Тарифное регулирование, пожалуй, остается главной головной болью сетевого комплекса, — соглашается Александр Костюков. — Правила игры меняются слишком часто, что усложняет жизнь самим сетевым компаниям, а также отпугивает инвесторов от значительных вложений. До сих пор нет однозначного решения относительно индексации тарифов в 2015 году. Изначально предполагалось проведение индексации с 1 июля на уровень инфляции, но потом поступило предложение по проведению индексации на уровень прогнозной инфляции (7,5%) вместо фактической (11,4%). Такие решения не позволяют реализовывать компаниям долгосрочные планы и вынуждают их проводить более частые обновления и корректировки». В результате многие структуры МРСК остаются убыточными, и убытки в ближайшие годы при текущем тарифообразовании будут только нарастать. Причин тут несколько: во-первых, это объективные факторы, неподконтрольные сетевым предприятиям, — инфляция, выражающаяся в росте цен на услуги подрядных организаций, падение рубля, вылившееся в удорожание оборудования, закупаемого за валюту, ну и уже описанная проблема роста кредитов и неплатежей. При этом решить проблему за счет внутренних резервов компаний вряд ли получится. «Россети» с опережением графика снижают операционные издержки на единицу оборудования, и уже в этом году расходы снизятся на 14,5% относительно уровня 2012-го (с учетом инфляции). Доля закупок в электронной форме выросла в 2014 году до 98%. Для этого была разработана и запущена собственная электронная торговая площадка. В результате экономия на закупках в 2014 году составила 36,1 млрд рублей, или 8,8% от суммы закупок. Как стало известно «Эксперту», кардинально «Россети» планируют менять подходы в реализации нового строительства уже в этом году. Одобренный президентом Владимиром Путиным совместный проект «Россетей» и госкорпорации «Ростех» предполагает создание совместного предприятия — центра технического заказчика. В ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен советом директоров (директива есть в распоряжении «Эксперта»). Как отмечается в документе, реализация этого проекта позволит унифицировать технические решения, снизить расходы на проектирование, сформировать долгосрочный заказ для отечественного производителя и выполнить программу импортозамещения, а в итоге — существенно сократить удельные инвестиционные расходы.

В ответ на вопрос о планах по повышению внутренней эффективности компании официальный представитель «Россетей» Дмитрий Бобковрассказал «Эксперту», что компания реализует комплекс мероприятий — наращивает объем работ, выполняемых собственными силами, без привлечения подрядчиков, проводит оптимизацию численности исполнительных аппаратов, отметив при этом, что сокращения не касаются производственного персонала. По его словам, также будут приняты дополнительные меры по пресечению безучетного и бездоговорного потребления. В инвестпрограмме в приоритете окажутся обеспечение надежности электроснабжения и технологическое присоединение к сетям. «Развивать сеть будем по мере финансовых возможностей. В числе ключевых проектов “Россети” видят активное использование распределенной генерации, создание расчетно-кассовых центров на базе центров обслуживания клиентов “Россетей” в проблемных регионах», — говорит Бобков. При этом, добавляет он, главный потенциал в сокращении расходов компания видит в радикальном пересмотре организации инвестиционной деятельности. Ожидается, что работа центра технического заказчика будет способствовать повышению эффективности дочерних обществ ОАО «Россети». Этот центр будет отвечать за выбор на конкурсной основе контрагентов на проектирование, поставку материалов, выполнение строительно-монтажных работ, оформление земельных отношений и исходно-разрешительной документации, организацию и сопровождение разработки проектной и рабочей документации. Кроме того, центр будет контролировать производство и поставку основного электротехнического оборудования, обеспечивать организацию строительно-монтажных работ, осуществлять приемку выполненных работ и готовить объекты к вводу в эксплуатацию. «Создание СП "Ростеха" и "Россетей" позволит максимально ускорить процесс доработки российского оборудования и технических решений под конкретные инвестиционные проекты, разрабатывать типовые проектные и строительные решения для внедрения в "Россетях"» – считает Александр Хуруджи, заместитель руководителя рабочей группы Агентства стратегических инициатив по мониторингу хода реализации плана мероприятий, направленного на улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации. По его словам в российском законодательстве под термином «технический заказчик» подразумевается компания, которая берет на себя все риски затраты и реализует инвестиционный проект под ключ, контролируя всю цепочку от проектирования до строительно-монтажных и пуско-наладочных работ. В мировой практике подобным инжиниринговым компаниям гораздо легче подобрать лучшие технические решения, нежели самому заказчику, который специализируется на эксплуатации оборудования. В конечном итоге это позволит снизить затраты на проектирование и строительство в рамках реализации инвестпроектов как минимум на 10-15%. Но, к сожалению, в реализации инвестпрограммы «Россети» не полностью свободны. Резервы самой компании составляют 50%, что обеспечивает надежность работы сетей, вся остальная инвестпрограмма — пожелания регионов и конкретных отраслей. «Почему эта нагрузка лежит на всех потребителях — это сегодня важный вопрос, — отметил гендиректор ОАО “Россети” Олег Бударгин в одном из выступлений. — Сегодня к энергетикам, к сетям нужно сузить коридор требований. Было принято много полезных решений для населения, для малого бизнеса, но почему-то принято считать, что это нужно делать за счет сетей. Цена этих действий — более 200 миллиардов рублей в год. Если так будет продолжаться, то нам придется спасать электросетевые компании». В целом «Россети» сегодня предлагают комплекс мер по улучшению финансовой ситуации во всей отрасли. Принятие экономически обоснованных тарифов и поэтапный возврат недополученной от сдерживания тарифов выручки могут значительно улучшить ситуацию. Но главное — выйти на понятную, сбалансированную и долгосрочную траекторию тарифного регулирования. Компания также предлагает зафиксировать на три года ставки по текущим договорам с госбанками на уровне начала декабря 2014-го и предоставить ей ряд налоговых льгот. Но очевидно, что повышением эффективности тарифных решений накопившиеся проблемы не решить. Эксперты сходятся во мнении, что ситуацию в электроэнергетике нужно менять системно. И похоже, в этот раз правительству придется прислушаться к мнению сетевых организаций, иначе сети станут не такими надежными, как мы привыкли.

Назад к списку новостей