Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Сетевым льготам готовят ограниченный режим

10.01.2019

Сетевым льготам готовят ограниченный режим


"Business guide Энергетика". Приложение №236 от 21.12.2018

Изменение условий льготного техприсоединения к электросетям, которого сетевые компании ждут в 2019 году, сократит число предприятий, которым доступно подключение мощности, по сути, за символическую плату. Сегодня получить льготы не составляет труда, и это создает благодатную почву для манипуляций со стороны среднего и крупного бизнеса. Сетевики также надеются, что корректировка льготных условий отчасти решит проблему избыточных заявок на подключение. 

Растет правосознание

Инициаторами корректировки механизма льготного техприсоединения (ТП) мелких промышленных потребителей (до 150 кВт) выступают Минэнерго и «Россети». Их предложение заключается в том, чтобы объединить две группы льготников — с мощностью до 15 кВт и до 150 кВт и ввести ряд ограничений. В частности, подключаемые городские объекты должны находиться не далее чем в 300 м от действующих объектов электросетевого хозяйства, сельские — в пределах 500 м. Минимальная периодичность подачи заявок на льготное ТП, согласно инициативе,— один раз в три года.


Несмотря на возражения антимонопольных органов, эти предложения нашли поддержку на уровне вице-премьера Дмитрия Козака и премьер-министра Дмитрия Медведева. На совещании у главы правительства в начале сентября обсуждалась также необходимость введения платы за так называемый сетевой резерв — закрепленные за потребителями, но мало используемые ими трансформаторные мощности. Предполагается, что переход на оплату «с учетом максимальной присоединенной мощности» все же состоится, возможно уже в 2019 году, а для новых потребителей будет введен полный резерв сетевой мощности, хотя для реализации этих инициатив еще потребуется принять ряд поправок в федеральное законодательство.

Сетевики связывают необходимость корректировки условий льготного ТП с резким ростом числа заявок после 1 октября 2017 года, когда в состав платы за ТП энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт перестали включаться расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства. Как отмечают в АО «Донэнерго», в 2018 году количество заявок льготной категории заявителей у компании выросло вдвое, по сравнению с 2016 и 2017 годами. Более чем вдвое увеличился и размер ее капитальных затрат по заключенным льготным договорам. Эти затраты включаются регулятором —

Региональной службой по тарифам — в состав платы за электроэнергию потребителей области на следующий период регулирования.

«Негативные последствия применения этой льготы в части выпадающих доходов сетевых компаний еще не приобрели фатальный характер, но число заявок данной категории продолжает расти,— комментирует Даниэль Дмитриев, советник председателя правления ассоциации „Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций“.— Пока о льготе знают далеко не все: пользуются ею только те потребители, которые хорошо осведомлены о процедуре отстаивания своих прав во взаимодействии с сетевой организацией. Но правовая грамотность растет быстро, и можно прогнозировать, что без ограничения порядка применения льготной категории сетевые компании столкнутся с валом заявок».

По словам господина Дмитриева, изначально введение льготного режима предполагало, что льгота будет способствовать развитию бизнесов на стартовом этапе и воспользоваться ею можно будет однократно. Но в настоящее время льготой до

150 кВт многократно пользуются операторы сотовой связи, строительные компании и предприятия ряда других отраслей. По сути, речь идет о бесплатной процедуре: например, в Московской области льготное ТП до 150 кВт стоит около 8 тыс. руб.

Сетевая мимикрия

По данным сетевых компаний, одной из основных проблем остаются манипуляции с льготными механизмами ТП: подача заявок с немотивированным объемом мощности, использование различных обходных схем по дроблению мощностей таким образом, чтобы входить в льготный диапазон, и т. д. По словам Даниэля Дмитриева, распространены случаи, когда заявителю требуется мегаватт мощности и он дробит свой участок на несколько мелких, чтобы на каждый из них получить по 150 кВт на льготных условиях и заплатить вместо 25–30 млн руб. несколько тысяч рублей. Кроме того, есть примеры, когда при строительстве многоквартирных домов подаются отдельные заявки по 150 кВт на каждый подъезд.

«Понятно, что это манипуляции, но формально потребитель пользуется предоставленным ему законным правом. В итоге льготой пользуются только самые „продвинутые“, а платят за это все потребители в составе общего тарифа на передачу электрической энергии. Если не менять действующую нормативную базу, то это будет и дальше провоцировать подобное поведение. В перспективе изменение порядка применения льготы будет заключаться в том, чтобы ею смогли воспользоваться только те заявители, которые запускают новый бизнес. Это позволит отсечь потребителей, которые профессионально пользуются правом бесплатного строительства сетей, мимикрируя под категорию doing business, но при этом оставаясь крупными игроками, снижающими свои издержки за счет других участников рынка электроэнергетики»,— резюмирует господин Дмитриев.

Как отмечает замгендиректора по коммерческой деятельности АО «Донэнерго» Дмитрий Амельченко, в большинстве случаев максимальная мощность, закрепленная актами ТП, используется потребителями не в полном объеме. В результате при обращении новых заявителей, несмотря на наличие «холостого» резерва мощности на центрах питания (трансформаторных подстанциях), сетевая компания вынуждена заключать договоры технологического присоединения и заниматься реконструкцией объектов или строить новые. На стоимости технологического присоединения для заявителя это не отражается, но увеличивает расходы сетевой организации.

Ответственность за невыбор мощности законодательно не закреплена. «Нормативной документацией предусмотрена процедура снижения мощности (отказа от части неиспользуемой мощности) в пользу сетевой организации или перераспределения потребителями в пользу иных лиц максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении. Однако потребители не пользуются этой возможностью из-за отсутствия штрафных санкций. Наличие „холостого“ резерва мощности на трансформаторных подстанциях приводит к затратам сетевой компании на обслуживание оборудования без получения прибыли от передачи электроэнергии»,— подчеркивает господин Амельченко.

Корректировка льготных условий ТП позволит снизить количество заявок и затраты на их исполнение в полтора раза, уверены в компании. На количество процедур и скорость присоединения предлагаемые изменения, вероятнее всего, повлияют незначительно. В то же время из-за сокращения ожидаемых объемов ТП можно ожидать уменьшения затрат сетевой компании и расходов, включаемых в состав платы за электроэнергию. «Данная инициатива, по нашему мнению, будет стимулировать потребителей с большей ответственностью подходить к вопросам определения необходимой максимальной мощности и в конечном итоге будет способствовать снижению затрат сетевых компаний на излишние инвестиции и техническое обслуживание энергооборудования»,— резюмирует менеджер компании.

Корректировка механизмов ТП потребует участия не только энергетиков, но и административных органов. Как отмечает директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев, для повышения ответственности заявителей за льготное техприсоединение в первую очередь необходимо работать с местными и региональными властями, которые нередко сами формируют значительную часть заявок безответственных граждан на техприсоединение, отводя землю под индивидуальное жилищное строительство сомнительным инвесторам. Последние затем спекулируют оснащенными инфраструктурой участками или вовсе исчезают, заложив их для получения невозвратных кредитов в банках, делится наблюдениями эксперт.

Михаил Кувырко


Назад к списку новостей