Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Прими на свой счет

31.08.2016

Читать на сайте "Российской газеты"

Потребителям компенсируют убытки за некачественную поставку электроэнергии
Отключение электроэнергии и прямые убытки от него доказать проще, чем нарушение параметров качества услуг. 

Минэнерго в декабре этого года начнет эксперимент: если сетевая организация не поставит электроэнергию или сделает это некачественно, то она заплатит штраф. Из этой суммы потребителям будут выплачивать компенсацию, рассказали "РГ" в ведомстве. Так минэнерго будет повышать ответственность сетевых организаций. Эксперимент проведут в пилотных зонах, которые пока не определены.

Уведомление о разработке проекта постановления правительства, которое вносит эти изменения, до 5 сентября проходит общественное обсуждение на едином портале раскрытия информации госорганами. Документ еще прорабатывают, поэтому пока неясно, будет ли вовлечено в эксперимент население.

Это "позволит обеспечить диалог между потребителями и субъектами электроэнергетики в рамках обеспечения надежного и качественного энергоснабжения", говорят в минэнерго. Конечно, если в холодильнике испортятся продукты из-за отключенного света, в ходе эксперимента не выплатят компенсацию в виде стоимости килограмма мяса и литра молока, но его проведение - один из шагов к сокращению числа таких случаев до нуля, как и массовых нарушений энергоснабжения. 

"Чтобы эксперимент получился успешным, на наш взгляд, важно четко прописать процедуры фиксации нарушения показателей надежности и качества оказываемых услуг, их урегулирования, а также механизмы разграничения ответственности между смежными сетевыми компаниями, потребителями. Это сложный процесс и потребует большой работы, но без этого эксперимент не сработает", - подчеркивает директор департамента по связям с органами власти ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций" Наталья Готова.

Также важно организовать процедуру фиксации нарушений таким образом, чтобы ей доверяли как сетевые компании, так и потребители. Для этого ассоциация предлагает прописать в законодательстве, что приборы интеллектуального учета должны быть сертифицированными (они фиксируют все перебои с подачей электроэнергии). Использование несертифицированных устройств может привести к злоупотреблению со стороны потребителей и полностью нивелировать положительный эффект эксперимента.

"Недовольный потребитель услуг сетевой организации уже сейчас может попытаться взыскать свои убытки в суде, - замечает начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра при правительстве Виктория Гимади. - Однако тут есть ряд проблем: с какой организации потребитель должен взыскивать потери (сетевой, энергосбытовой или гарантирующего поставщика), в каком случае он может требовать компенсацию (например, отключение электроэнергии и прямые убытки от него доказать проще, чем нарушение параметров качества услуг сетевой организации)".

С учетом того, что сложно оценить потери конкретного потребителя от нарушения показателей надежности и качества услуг, возможно, эксперимент позволит детально выявить проблемы, с которыми сталкиваются потребители, полагает Гимади.

Уже сейчас можно попытаться взыскать убытки за перебои со светом, но с кого требовать компенсацию - решает суд

Повышение ответственности за соблюдение показателей качества услуг входит в одну из основных задач государства: так, разработаны стандарты качества обслуживания сетевыми организациями, есть методические указания по расчету этих параметров. "По данным минэнерго, в 2015 году общее количество аварий в электроэнергетике России составило 20,9 тысячи (23,6 тысячи в 2014-м)", - замечает собеседница "РГ".

Последние случаи массовых нарушений электроснабжения все же связаны не с некачественной работой сетевых организаций, а скорее с природным фактором. Так, в августе в Чечне в течение нескольких часов без электричества оставались около 140 тысяч бытовых потребителей. Причиной стал порывистый ветер с грозой и градом. Аналогичная ситуация была зафиксирована ранее в Сахалинской, Брянской, Ростовской областях. Еще около 180 тысяч человек на Камчатке несколько часов сидели без света, но уже не из-за грозы, а из-за аварии на ТЭЦ, где отключилась турбина генератора.

Пока населению в случае отключения электроэнергии могут помочь расторопность и закон, вступивший в силу 28 декабря 2015 года. Он предусматривает, что управляющие компании платят неустойку потребителям коммунальных услуг за некачественное обслуживание, в том числе в отношении электроэнергии. Перебои придется фиксировать подписями свидетелей, например, соседей, саму жалобу подавать в Госжилинспекцию. После вычисления виновников дело передают в суд, решением которого произведется перерасчет уплаченных средств.


Назад к списку новостей