Электромобили в России: вы не видели мою зарядку?
По прогнозам экспертов, к 2017 году в мире будет насчитываться порядка 5,7 млн электромобилей. На общем фоне не так уж много: в Москве, по данным ГИБДД, зарегистрировано 5,5 млн автомобилей. «Переток.ру» разбирается с ситуацией производства, продажи и использования электромобилей в России.
текст: НАТАЛЬЯ ГОТОВА
3 Июня 2015
В Норвегии уже наблюдается переизбыток электромобилей – в апреле 2015 года их насчитывалось около 50 тысяч, и в местном парламенте обсуждается частичная отмена льгот для владельцев экологически чистого транспорта. Для стимулирования покупки правительство Норвегии разрешило электромобилеводам ездить по выделенным полосам, не платить за платные дороги, бесплатно парковаться и заправляться на общественных станциях, не платить транспортный налог. Налетай, подешевеет! Эксперты прогнозируют, что к 2017 году в мире будет ездить порядка 5,7 млн электромобилей. На российском электромобильном рынке пока цифры другого порядка. В 2014 году в целом по стране насчитывается примерно 500 единиц «чистых» электромобилей и гибридов. Из-за существенной доли в стоимости электромобиля аккумуляторной батареи такой транспорт на данный момент существенно дороже машин на двигателях внутреннего сгорания. Так, например, по данным Еlectrodrive-shop.ru, хэтчбэк MITSUBISHI I-MIEV стоит 990 тысяч рублей, Nissan Leaf – 1,7 млн рублей, любимая владельцами автомобилей верхнего ценового сегмента Tesla model S – 4,7 млн рублей. Единственный в России гибридный автомобиль-внедорожник Mitsubishi Outlander PHEV, по данным сайта Mithubishi-Motors.ru, – от 2,4 млн рублей. Цена на российский электромобиль Lada Ellada составляет около 900 тысяч рублей, однако эту модель АВТОВАЗ не продаёт. В беседе с представителями АВТОВАЗа «Переток.ру» сообщили, что концерн пока ограничился разработкой концепта и выпуском пробной партии электромобилей Lada Ellada. «В настоящее время АВТОВАЗ не производит электромобилей, хотя НИОКР по этой теме проводятся. Была произведена экспериментальная партия электрокаров «Эллада» для анализа рынка. Анализ ещё не завершён». Однако можно заметить, что цены на электро- и гибридные автомобили становятся ниже по сравнению с 2014 годом. Так, цена на iMIEV снижена вдвое, в первую очередь благодаря обнулению таможенных пошлин. Представители компании MMC отмечают, что в 2014 году была продана вся российская квота на подешевевший автомобиль. По мнению экспертов, развитие технологий накопления электрической энергии позволит снизить цены на аккумуляторные батареи для электрокаров, а ёмкость аккумуляторов увеличить. В течение нескольких лет вполне возможно, что электромобили сравняются в цене с авто на ДВС. Льготы на электроэнергию Но пока удешевление технологий идёт небыстро, развитие электротранспорта возможно всё-таки с помощью государственных субсидий и преференций, причём популярность электрокаров ожидается в регионах с низкой стоимостью электроэнергии и мегаполисах с высокой стоимостью парковочного места в центре. Долгое время правительство держало фокус внимания больше на газомоторном транспорте. В 2015 году процесс начал развиваться более активно – страны, входящие в ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан), одобрили проект плана поддержки электромобильного сегмента в период 2015–2017 годов. План предусматривает снижение пошлин на импорт комплектующих для электромобилей с 5–10% до нуля. По примеру Норвегии ЕАЭС тоже решил давать владельцам электромобилей права на бесплатный проезд по выделенным полосам для общественного транспорта, платным дорогам, а также бесплатную парковку. Предусмотрены льготы и для юридических лиц, размещающих на своей территории зарядные станции для электромобилей. Правительство Москвы для стимулирования пользования электромобилями собирается зарезервировать для «зелёных» машин парковочные места и ввести штрафы для владельцев автомобилей с ДВС, попытавшихся запарковаться на «электрическом» месте. Из необходимости различать виды транспорта по типу двигателей будет меняться система учёта зарегистрированных автомобилей ГИБДД. Столица также разрешит парковаться в центре бесплатно и ездить по полосам для общественного транспорта. Не зарядишь – не поедешь Автопроизводители поясняют не слишком быструю «электромобилизацию» России, кивая на электросетевые компании и иных игроков рынка, заинтересованных в развитии зарядной инфраструктуры для «зелёного» транспорта. Действительно, зарядок для электромобилей пока очень мало, и находятся они не в самых популярных местах (в основном рядом с офисами ОАО «МОЭСК»). При этом желательно, чтобы зарядные станции были расположены в подземных паркингах многоквартирных домов, бизнес- и торговых центрах, чтобы была возможность оставить машину «в розетке» на длительное время. Однако начиная с 2015 года количество зарядных станций будет увеличиваться в разы. Правительство Москвы в лице замглавы Дептранса Дмитрия Пронина сообщило, что в течение года в столице установят 250 станций «Московский транспорт», с учётом станций МОЭСК их количество достигнет 280 единиц. Сотня заправок из московской программы будет установлена ОАО «Россети», кроме того, госхолдинг приступил к реализации пилотных программ по развитию зарядной инфраструктуры электротранспорта в ряде других регионов, в частности, в Ленинградской и Тюменской областях и Краснодарском крае. Также зарядные сети собирается ставить компания Revolta Motors при поддержке Yota, которая предполагает обеспечить бесплатную зарядку для владельцев электромобилей на первых 20 станциях. Альянс планирует открывать по 100 станций в год. Представители «Россетей» считают, что для поддержки развития сети электрозаправок в разных регионах страны государство должно частично субсидировать такие проекты – впоследствии улучшение экологии и здоровья населения окупит госзатраты. «Абсолютно очевидно, что электромобили не могут существовать без зарядки, а зарядные станции не нужны, если нет электротранспорта. Именно поэтому в Европе государство одномоментно инвестировало и в поддержку производителей электромобилей, и в развитие инфраструктуры, и в субсидии покупателям дорогого пока экологического транспорта. В России всё несколько иначе – инициатива пошла не от государства, а от бизнеса – от энергетиков и автопроизводителей. Мы разработали Всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой предполагаем до 2020 года развернуть сеть зарядной инфраструктуры на всей территории России. Это необходимо для потребителя, потому что когда человек понимает, что для электромобиля созданы условия, что им пользоваться удобно и экономически выгодно, это мотивирует его к покупке именно такого транспортного средства. Чтобы российские компании могли активнее входить на этот рынок, нужны изменения в законодательстве, например, в ФЗ «Об электроэнергетике», где необходимо определить, что оказание услуг по зарядке транспортных средств с электродвигателями не относится к продаже электрической энергии, и ещё целый ряд законодательных изменений. Пока российский рынок отстаёт от зарубежного. Но при этом мы учли ошибки, допущенные европейскими коллегами. Например, не допустили ситуацию с несовместимостью зарядных устройств – в мире образовалось несколько разных стандартов от разных производителей, в результате не каждая зарядка подходила для конкретного электромобиля. А мы сразу начали работать над созданием единого российского стандарта, который подходит для любого вида электромобилей», – отмечает Роман Бердников, первый заместитель генерального директора по технической политике ОАО «Россети». Кстати, уже выпущена первая зарядная станция для электромобилей российского производства. ЭЗС произвёл Государственный Рязанский приборостроительный завод, водящий в состав ГК «Ростех» (концерн «Радиоэлектронные технологии»). Станция «ФОРА» пока работает в режиме опытно-промышленной эксплуатации на территории одного из дочерних предприятий МОЭСК на Садовнической набережной Москвы. Помимо стандартной станции, ГРПЗ разработал версию экспресс-зарядки и модель, позволяющую заряжаться двум автомобилям одновременно. По данным компании, предполагается, что завод изготовит для зарядки аккумуляторных батарей электромобилей станции постоянного тока, позволяющие заряжать электротранспорт примерно в десять раз быстрее. В общем, игроки в сегменте зарядных устройств обещают, что в ближайшие два года крупные города России начнут стремительно обрастать инфраструктурой для электромобилей. И если федеральные и региональные власти начали внедрять политику благоприятствования экологически чистым видам транспорта в виде льгот и преференций для владельцев электромобилей и электрозаправок, в скором времени возможен рост рынка «зелёного» транспорта. Компании: ОАО «Россети» / ОАО «МОЭCК»