Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Текущие инициативы к обсуждению

08.04.2019

Ассоциация НП ТСО предлагает перейти от сертификации качества электрической энергии к системе управления качеством электрической энергии.

Позиция Ассоциации отражена в протоколе расширенного совместного заседания Секции по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечения конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса и Секции по законодательному регулированию деятельности естественных монополий топливно-энергетического комплекса Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике по теме «Законодательное регулирование цифровой трансформации электросетевого комплекса». Обсуждение состоялось в феврале 2019 года.

«Обращаем внимание на архаичность существующей системы подтверждения качества электрической энергии, не вписывающейся в модель цифровой трансформации электросетевого комплекса. – говорится в предложениях Ассоциации. - Существующий порядок сертификации электрической энергии может подтвердить качество электрической энергии только в период проведения сертификационных испытаний и только в точках проведения испытаний. В течение срока действия сертификата в электрических сетях постоянно проводятся процедуры по технологическому присоединению новых или отключению ранее присоединенных потребителей, изменяются состав и топология электрических сетей. Возникает необходимость корректировки перечня объектов, указанных в сертификатах соответствия. В свою очередь, орган по сертификации обязан принять решение об аннулировании ранее выданного сертификата из-за внесения существенных изменений в технологию процесса производства и номенклатуру сертификата соответствия. Данный регламентированный алгоритм не позволяет закончить процесс сертификации электрической энергии ввиду необходимости постоянно дополнять или вносить изменения в перечень объектов электрических сетей, заявляемых на сертификацию.

Сертификация электрической энергии проводится по двум показателям: установившееся отклонение напряжение и отклонение частоты. Ответственность за поддержание частоты в электрических сетях возложена на Системного оператора Единой энергетической системы (п. 1 ст. 14 ФЗ от 26.03.2003 № 35-ФЗ), а влияние на напряжение оказывают все субъекты электроэнергетики (производители электрической энергии, магистральный электросетевой комплекс, территориальные сетевые организации, потребители электрической энергии), соответственно, возможности сетевых организаций по регулированию параметров качества электрической энергии имеют объективные технологические ограничения.

С 01.02.2019 года в Российской Федерации введен в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии», по-прежнему предусматривающий, что качество электрической энергии для сетевых организаций определяется единственным методом – сертификации. За выполнение процедуры сертификации и получение сертификатов качества по объектам электросетевого хозяйства сетевые организации вынуждены будут тратить десятки или сотни миллионов рублей ежегодно. При этом затраты на сертификацию электроэнергии не окупаемы, не способствуют повышению уровня надёжности электроснабжения потребителей качественной электроэнергией и ведут к росту тарифа на электроэнергию.

В тоже время наличие сертификата не связано с реальной ситуацией по поддержанию качества электрической энергии, так как при сертификации качество измеряется одномоментно, а не непрерывно. Кроме того, отсутствует методика оценки вклада в искажение качества со стороны различных участников рынка электрической энергии – потребителей и генераторов электрической энергии, не учитывает изменения конфигурации электрических сетей, типов оборудования и устройств, характера нагрузки потребителей. Соответственно, сертификация, вопреки ожиданиям потребителей, не является гарантией обеспечения надежного и качественного электроснабжения. Единственным выгодополучателем от сертификации становятся только организации, оказывающие услуги по сертификации.

С целью полного, соответствующего законодательству в части соблюдения статьи 38 п.1. Федерального закона «об электроэнергетике», государственной политики в области цифрового развития экономики, а также с целью повышения качества энергоснабжения, Ассоциация «Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций» (АНП ТСО) предлагает рассмотреть возможность перехода от сертификации качества электрической энергии к системе управления качеством электрической энергии.

Предлагаем с целью приведения процедуры подтверждения качества электрической энергии в соответствие с программой цифровой трансформации электросетевого комплекса произвести корректировку Постановления Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» в части исключения электрической энергии из перечня продукции подлежащей обязательной сертификации, и включению её в перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Назад к списку новостей