Жаркий май Почему Сибирь и Зауралье вновь оказались в огне?
20.05.2022
Жаркий майПочему Сибирь и Зауралье вновь оказались в огне?
Ситуация с пожарами все еще далека от стабильной, режим ЧС сохраняется в Курганской области, Красноярском крае, Хакасии и Тыве. В целом 17 регионов продолжают борьбу с огнем, которым охвачено 24 тыс. гектаров. Горят даже особо охраняемые территории, например, заповедник «Убсунурская котловина». Он славится нетронутыми лесами, а также курганами и памятными камнями кочевых племен – скифов, тюрков, гуннов, монголов.
Пожары уже привели к человеческим жертвам и разрушению сотен домов. При этом МЧС еще накануне праздников предупреждало, что практически во всех федеральных округах возможна сложная обстановка. Этому способствует жаркая и ветряная погода, которая установилась во многих регионах. Например, в Красноярске и Иркутске сейчас намного теплее, чем в Сочи.
Понятно, что такая погода – это вызов. Но история с пожарами повторяется ежегодно, внешние факторы влияют только на масштаб бедствия. Подоплека всем известна. «Причина возникновения пожаров весной – это действия человека. Неосторожное обращение с огнем, незатушенный костер в лесу, сельхозпалы», – сказала в интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует вопросы охраны природы и лесов.
«Абсолютное большинство пожаров, близкое к 100%, вызвано тем, что люди поджигают траву. Они делают это, чтобы освободить сельхозугодья от сорняков или деревьев, сжигают мусор, борются с клещами и гадюками. Все это нерационально. Пора прекращать повсеместно использовать огонь, так как он очень часто распространяется на жилые и промышленные постройки, а также на лес. Порочная практика связана еще и с тем, что для фермеров, чьи участки заросли, предусмотрены большие штрафы или отбор земли. Им кажется наилучшим выходом просто выжечь эти сельхозземли, но не платить штрафы», – отмечает руководитель противопожарного отдела Гринпис России Григорий Куксин.
Впрочем, в этом году власти особо пожароопасных регионов впервые решили разделить ответственность с энергетиками: дескать, сильный ветер привел к схлестыванию проводов или возникновению коротких замыканий – в итоге сухая трава загорелась. Такое мнение высказали несколько губернаторов на совещании, которое 10 мая провел Президент РФ.
Но тут надо понимать физику процесса, так как становится понятно, что данная версия не имеет под собой оснований. Провода находятся на удалении от земли (у ЛЭП до 20 кВ – на высоте 5-7 м), и непонятно, как это могло привести к возгораниям. Кроме того, говорит глава департамента по связям с органами власти Ассоциации «НП ТСО» Наталья Готова, на энергообъектах установлена быстродействующая защита, которая срабатывает мгновенно, отключая трансформаторные подстанции и линии электропередачи.
На это же обращает внимание Минэнерго. В комментарии ведомства указано, что любое короткое замыкание выявляется и ликвидируется в срок не более одной секунды. «Этот механизм, в том числе, призван обеспечить и пожарную безопасность энергообъектов», – подчеркнули в Минэнерго. В компании «Россети», которая управляет большей частью сетевого хозяйства страны подтвердили это и отметили, что в районах пожаров по заявкам МЧС России вручную проводились отключения ЛЭП. Это свидетельствует о штатном режиме работы объектов и отсутствии на тот момент повреждений, то есть причиной возгораний они быть не могли.
Климат меняется, природные аномалии все чаще становятся нормой. «На примере этого года мы видим, что даже в Сибири весной может быть жаркая погода, которая из-за сильного ветра провоцирует стремительное распространение огня. Изменить это, к сожалению, невозможно. Но нужно бороться с первопричиной пожаров, чтобы свести к минимуму риски. Статистика говорит, что в пожарах обычно виноваты люди, а не какие-то другие явления, те же электрические сети. Сжигать мусор и траву категорически нельзя. Это необходимо более активно объяснять населению и предпринимателям, а также привлекать виновных к ответственности», – уверен глава Российского экологического общества, председатель Общественно-экспертного совета нацпроекта «Экология» Рашид Исмаилов.
После прошлогодних пожаров, чтобы остановить эту волну, регионам были выделены дополнительные деньги – около 8 млрд рублей. Итого получается 14,2 млрд рублей в год на закупку техники и горюче-смазочных материалов, оплату летных часов и личного состава. Это привело к определенным результатам – сейчас в первые сутки ликвидируется до 90% всех пожаров, а в 2021 году было только 76%. Однако коренным образом это проблему не решает, поскольку ветер разносит пламя.
Сейчас правительство думает также о кратном увеличении штрафов, чтобы они были «отрезвляющими». «Если вместо 2 тыс. будет 50 или 100 тыс. рублей, люди подумают, а надо ли баловаться огнем», – сказала Виктория Абрамченко. Сельскохозяйственные предприятия, которые будут виновны в поджогах, планируется лишать льготной поддержки от государства для ужесточения наказания.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27392/4587622/