Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Очередное обсуждение законопроекта об «умных счетчиках» электроэнергии прошло в Госдуме // комментарий эксперта

01.03.2018
19.02.18 ЭнергоСовет.Ru - портал по энергосбережению

Очередное обсуждение законопроекта об «умных счетчиках» электроэнергии прошло в Госдуме // комментарий эксперта

Очередное обсуждение законопроекта об «умных счетчиках» электроэнергии прошло в Госдуме // комментарий эксперта

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта № 139989-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», принятого депутатами в первом чтении осенью прошлого года. Участники прошедшего 15 февраля совместного заседания двух секций комитета Госдумы – по антимонопольному законодательству и по законодательному регулированию деятельности естественных монополий ТЭК – пришли к выводу, что документ требует существенной доработки.

Наталья Готова, директор департамента по связям с органами власти Ассоциации "Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций", прокомментировала для портала ЭнергоСовет.Ru насколько близок к принятию данный законопроект, рассказала об основных разногласиях игроков рынка и предложила наиболее приемлемый с точки зрения Ассоциации «НП ТСО» вариант финансирования установки интеллектуальных систем учета.

Наталья Готова
Наталья Готова

В Госдуме РФ сейчас идет подготовка ко второму чтению, в процессе которой участники энергорынка и потребители обсуждают детали, так как версия, предложенная в первом чтении, не устроила никого из заинтересованных сторон. В частности, нас, как представителей сетевых организаций, не устраивало отсутствие ясности по таким ключевым вопросам как разработка единых стандартов для интерфейсов, протоколов обмена, форматов и объемов собираемой (передаваемой) информации между каждым уровнем интеллектуальной системы учета электрической энергии – с утверждением стандартов до принятия рассматриваемого законопроекта, либо одновременно с его принятием, а также источники финансирования установки интеллектуальных систем и приборов учета (далее – ИСУ). В версии первого чтения установка ИСУ предусматривается только там, где это может окупиться из экономии, полученной от снижения потерь электрической энергии. При этом стоит отметить, что мест, где потери остаются настолько высокими, что могут позволить окупиться энергосервисному контракту на установку приборов учета, в стране не так уж много.

Очевидно, что к следующему чтению должна возникнуть экономически обоснованная модель, максимально комфортная для потребителей.

Справочно
4 апреля 2017 г. в Государственную Думу ФС РФ внесен проект поправок в отдельные законодательные акты России в связи с развитием систем учета электроэнергии (мощности). Законопроектом предлагается закрепить понятие системы учета электроэнергии и наделить Правительство РФ полномочиями по утверждению состава и правил предоставления минимального функционала (услуг) интеллектуальных систем учета территориальными сетевыми организациями (ТСО) субъектам электроэнергетики и потребителям. В перспективе по результатам замены ТСО существующей инфраструктуры учета электроэнергии на новые системы естественным образом будут созданы единые системы учета электроэнергии, что будет содействовать развитию конкурентной среды на розничных рынках электроэнергии за счет равного доступа потребителей к системам учета.
Интеллектуальная система учета включает в себя, в частности, и умные счетчики, способные удаленно передавать показатели, и различные датчики, позволяющие следить за работой электросетей, чтобы, например, быстро находить повреждения.
Предполагается, что создание интеллектуальных систем учета позволит значительно снизить потери электроэнергии, операционные затраты электросетевых и энергосбытовых компаний, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить "наблюдаемость" электросетевого комплекса.

В модели, разработанной Минэнерго России, ответственность за внедрение и эксплуатацию интеллектуальных систем учета, возложена на сетевые организации. Такая модель применяется во многих странах мира, что показало недавно проведенное исследование НИУ ВШЭ «Сравнительный анализ опыта и практики законодательного регулирования в ведущих европейских странах, США, Канаде, Японии и России в области энергосбережения и энергетической эффективности: текущее состояние, перспективы, предложения по совершенствованию». Учет под контролем сетевых организаций дает синергию в виде повышения наблюдаемости распределительной сети, снижения потерь электрической энергии, развитию гибких интеллектуальных сетей.

Сбытовые организации, которые, кстати, единственные из всех участников рынка, еще до принятия ФЗ пролоббировали себе введение затрат на установку интеллектуального учета в состав сбытовой надбавки в Основы ценообразования, также претендуют на рынок учета. Есть еще желание третьих лиц создать внешнего коммерческого оператора учета, независимого ни от сетей, ни от сбытов.

Ключевые вопросы, возникающие при разногласиях, следующие. Кто будет заниматься организацией учета за пределами границ балансовой принадлежности сетевых организаций, например, в МКД, СНТ? Мы считаем, что в МКД поквартирный учет могут ставить управляющие компании, а также ресурсоснабжающие организации. В бесхозяйных сетях учет готовы ставить сетевые организации, граничащие с бесхозом.

Также у некоторых участников рынка возникает вопрос предоставления недискриминационного доступа к данным интеллектуального учета и верификации информации. На это мы можем ответить, что предлагаем предоставлять информацию, которая затем может быть доступна, допустим, в личном кабинете потребителя на сайтах гарантирующих поставщиков. Мы готовы заключать информационные соглашения по информационному обмену с любыми участниками рынка.

По поводу верификации данных отметим, что приборы учета аттестуются в государственных центрах стандартизации и метрологии. В дальнейшем необходимо разработать порядок, определяющих, при каких условиях возможно подвергнуть прибор учета повторной проверке, и какие штрафные санкции могут быть применены к сетевой организации, которая допустила нарушения. Кроме того, у потребителя могут быть установлены контрольные приборы учета.

По вопросу выбора варианта финансирования установки счетчиков консенсуса пока не достигнуто. Мы предлагаем финансировать внедрение и интеллектуального учета через ставки на новое технологическое присоединение, а замену приборов учета с истекшим сроком эксплуатации производить из тарифа на передачу. На локальных участках, где наблюдаются большой небаланс, финансировать учет из экономии, которую предлагаем сохранить сроком на 10 лет. Сочетание этих трех мер плюс поэтапность внедрения учета позволит до 2030-2035 года произвести полномасштабное внедрение учета без увеличения тарифа сверх ежегодно устанавливаемого Минэкономразвития предельного уровня. Нам представляется, это самая оптимальная модель. 


Назад к списку новостей