Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Сети и не-сети

22.12.2016
Сети и не-сети
госрегулирование

22.12.2016
Государство в прошлом году предприняло шаги по сокращению числа сетевых организаций, которые не следят за своим сетевым хозяйством, введя критерии отнесения организации к ТСО. Но на первом этапе рынок покинули лишь самые мелкие участники, для которых передача электроэнергии не является основным бизнесом. В чрезвычайной ситуации (см. материал на этой странице) более крупные сетевые компании до сих пор отвечают за чужие сети, не получая за это компенсации в тарифе. Продолжение консолидации может идти несколькими путями, и "Россети" предлагают в первую очередь заняться теми ТСО, которые находятся в госсобственности.

Самовоспроизводство ТСО
1 ноября регуляторы подвели итоги тарифных кампаний на 2017 год. Они показывают, как в 2016 году работали введенные ранее критерии соответствия территориальных сетевых организаций (ТСО) этому статусу. По данным региональных регуляторов, тарифы на 2017 год получили 1905 ТСО. При этом в зоне ответственности "Россетей" осталось работать 1600 таких организаций. "Применение критериев ТСО в 2015-2016 годах поспособствовало сокращению их количества в регионах ответственности "Россетей" в среднем на 33%,— говорит представитель холдинга.— Анализ показал, что введение критериев позволило значительно сократить количество мелких неквалифицированных ТСО, при этом сокращение суммарного объема необходимой валовой выручки оказалось минимальным: не превысило 5%". Как отмечают в "Россетях", наряду с сокращением количества ТСО на 958 организаций за тот же период возникло 143 новых ТСО.

Процесс консолидации сетей был запущен с принятием Стратегии развития электросетевого комплекса России в 2013 году. Она предусматривает существенное сокращение количества ТСО: в 2014 году их было примерно 3 тыс., к 2030 году должно остаться 800. Необходимость такого сокращения у государства возникла из-за того, что обилие игроков в сегменте передачи электроэнергии привело не к снижению тарифов для потребителя, а, напротив, к их росту. Причина в том, что перенасыщенность рынка игроками не способствует конкуренции: инфраструктурная отрасль функционирует по принципу естественной монополии: сеть обязана присоединить любого обратившегося к ней потребителя и обеспечить его заявку необходимой мощностью. А так как в России котловая форма тарифообразования, свой тарифный кусок новые ТСО получали из общего котла, тем самым все больше нагружая всех потребителей. Барьер входа на этот рынок практически отсутствовал, и свои ТСО мог
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/3176824 зарегистрировать кто угодно: потребители, имеющие собственное электросетевое хозяйство, генераторы электроэнергии, и каждый из них получал у региональных регуляторов тариф на передачу электроэнергии. При этом себестоимость существования мелких ТСО для потребителя в пересчете на условную единицу оборудования существенно выше, чем у крупных. Так, организации с трансформаторами суммарной мощностью менее 5 МВА, которой хватит максимум на электроснабжение трех-четырех многоквартирных домов или среднего размера торгового центра, имели удельные затраты втрое выше, чем компании с трансформаторной мощностью свыше 10 МВА.

Критерии: начало
В феврале 2015 года правительство сделало первый крупный шаг к нормализации этой ситуации, издав постановление о критериях отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к ТСО. Чрезвычайно важной новацией стало то, что право на тариф на передачу получает лишь организация, соответствующая этим критериям (наличие в собственности или аренде трансформаторов мощностью свыше 10 МВА, ЛЭП не менее двух уровней напряжения, наличие выделенного абонентского номера и интернет-сайта и так далее). Однако в результате введения критериев ТСО с рынка, вопреки ожиданиям, ушли только организации с совсем малым объемом необходимой валовой выручки. "Критерии затронули в основном организации, для которых передача электроэнергии является непрофильной деятельностью (аэропорты, леспромхозы, сельхозпредприятия, санатории, небольшие фабрики, заводы, исторически имеющие в собственности небольшие сети)",— отмечает член наблюдательного совета ассоциации НП ТСО, первый заместитель директора корпорации СТС Алексей Седых.

В текущем году государство продолжило работу над уточнением критериев: в сентябре вышло постановление правительства, отсекающее ТСО, создание которых инициировано генерирующими компаниями. Теперь к ТСО не могут относиться организации, во владении или пользовании которых есть объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие лицу, владеющему объектом по производству электроэнергии. Для прочих организаций входной барьер получения статуса ТСО поднялся 17 октября с выходом постановления правительства, дополняющего с 1 января 2017 года перечень критериев ТСО необходимостью владения на праве собственности или ином основании не менее чем 15 км ЛЭП не менее двух классов напряжения.

Ужесточение критериев ТСО продолжится и дальше. В частности, об этом говорил глава ФАС Игорь Артемьев. "Существовавшая ранее возможность установления тарифов на услуги по передаче для любого владельца объекта электросетевого хозяйства привела в отрасль большое количество непрофессиональных участников, получающих статус ТСО с целью возложения бремени расходов на содержание собственного электрохозяйства на потребителей,— отмечал он.— С принятием в 2015 году критериев отнесения к ТСО количество таких недобросовестных организаций сократилось. Вместе с тем работа по ужесточению критериев не остановилась и будет обязательно продолжена".

По мнению ФАС и правительства Москвы, необходимо ввести в критерии ТСО наличие 10 МВА и 15 км ЛЭП только на праве собственности — соответствующее предложение уже направлено в правительство. Сейчас законодательство допускает предъявление договоров аренды или, в случае с муниципальными предприятиями, договоров доверительного управления. Но Минэнерго считает, что сужение критерия до собственности или дальнейшее увеличение барьера по наличию оборудования может привести к тому, что число ТСО станет сокращаться чересчур быстро.

"Не-ТСО": без прав и обязанностей
Одна из ключевых проблем, возникших в результате "прореживания" ТСО,— это отсутствие механизма подхвата функций организаций, утративших статус ТСО. Сегодня, если собственник электросетевых активов не принял решения продать активы другой ТСО, объединиться или докупить активы до соответствия критериев, он должен просто нести бремя содержания собственности, не препятствуя при этом перетоку электрической энергии. Иными словами, собственник активов "не-ТСО" может не делать вообще ничего: не проводить ремонта оборудования, не инвестировать в обновление активов, да и в отсутствие тарифа на передачу ему не на что производить работы по поддержанию надежности и качества электроснабжения.

Заставить его что-либо делать никто не может, так как после лишения статуса ТСО собственник выпадает из-под влияния "энергетического" законодательства, переставая быть субъектом электроэнергетики. После "первой волны" сокращения количества ТСО последствия расширения "слепой зоны" в электросетевом комплексе были еще не очень заметны, но уже с января 2017 года в отрасли опасаются резкого увеличения количества технологических нарушений в сетях "не-ТСО".


В то же время сейчас в законодательстве нет стимула для передачи активов под контроль квалифицированных сетевых компаний — ни для самих ТСО, так как им не передается НВВ выбывшей из строя организации, ни для собственников электросетевых активов. В результате в 2016 году было консолидировано всего около 17% компаний, лишившихся статуса ТСО. Собственники большинства оставшихся компаний не приняли решения о продаже или передаче объектов электросетевого хозяйства кому-либо в аренду или эксплуатацию.

Более того, как правило, в период чрезвычайных ситуаций крупные сетевые компании региона вынуждены оперативно восстанавливать чужие объекты, так как собственники не способны сделать это самостоятельно. При этом, по данным НП ТСО, больше 50% случаев устранения технологических нарушений в сетях "не-ТСО" не были компенсированы квалифицированным сетевым организациям в тарифе.

Субъектный вопрос
Выкуп сетевого хозяйства у всех тысяч собственников — задача, которую в сжатые сроки не смогут решить ни "Россети", ни другие квалифицированные ТСО. Как говорит представитель "Россетей", на первом этапе дочерние компании холдинга могут заключать с местными властями "соглашения, не предполагающие перехода права собственности". Среди доступных вариантов --- доверительное управление, передача функции единоличного исполнительного органа, безвозмездное пользование.

"В 2012 году, когда президент подписал указ о создании "Россетей", этим указом подразумевалась консолидация, и создавались они на базе МРСК, работающих в субъектах РФ,— говорит член Совета федерации Юрий Липатов.— Но не стоит забывать, что за эти годы сами субъекты провели немалую работу по консолидации сетей на своей территории, и у многих из них уже есть свои объединенные сетевые компании. Без учета позиции субъекта эту проблему не решить".

"В решении вопроса консолидации сетей необходимы понимание и поддержка региональных властей, муниципальных образований, депутатского корпуса, общественных организаций, особенно связанных с дачными кооперативами, садоводческими товариществами,— говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.— Инициатива "Россетей" может быть успешной. Дочерние предприятия госхолдинга обладают всем техническим оснащением и персоналом для поддержания надежности и качества энергоснабжения".

По основным аспектам подхвата функций ТСО — как именно обязать собственника, лишенного статуса, вовлечь свои объекты в эксплуатацию — решения на правительственном уровне пока нет. "Россети" осенью представили в Минэнерго свои предложения по решению проблемы "лоскутности" электросетей и повышению надежности электроснабжения. Холдинг предложил ввести обязанность для владельцев объектов электросетевого хозяйства, лишившихся статуса ТСО, с даты такого лишения заключить с вышестоящей ТСО соглашение о порядке использования оборудования (через договоры доверительного управления, приобретения или аренды сетей). НП ТСО предлагает сходную меру: дополнить ФЗ об электроэнергетике нормой о том, что организация, лишившаяся статуса ТСО, в срок до 1 декабря календарного года передает свои объекты электроэнергетики по договору на эксплуатационное обслуживание, форма которого утверждается правительством РФ, смежной сетевой организации, к сетям которой присоединены ее объекты. "Этот договор действует до продажи объектов электроэнергетики самой организацией, лишившейся статуса ТСО, добровольно или же по решению суда",— говорит Алексей Седых, добавляя, что региональный регулятор при установлении тарифа организации, эксплуатирующей сети "не-ТСО", учитывает расходы на обслуживание переданных сетей, а также расходы на компенсацию потерь в них.

Александр Кимонович

"Энергетика". Приложение №238 от 22.12.2016, стр. 20

Назад к списку новостей