Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Правовой анализ моделей расчета при передаче электрической энергии: «котел сверху», «котел снизу», «смешанный котел»

17.01.2017
Правовой анализ моделей расчета при передаче электрической энергии:
«котел сверху», «котел снизу», «смешанный котел»
Котловая модель - скачать файл
Эффективное функционирование механизмов, связанных с передачей электрической
энергии для современной жизни имеет предопределяющее значение. Как правило,
сбой в работе одного из элементов системы электроэнергетики приводит к негативным
последствиям: торможению работы всех объектов инфраструктуры.
На данный момент разработана обширная правовая база, регулирующая отношения
по передаче электрической энергии. Правовое регулирование призвано обеспечить
надлежащее взаимодействие всех элементов системы - субъектов рынка электроэнергетики.
В связи с этим, важную роль приобретает эффективность нормативного регулирования.
В настоящее время существует несколько моделей взаимоотношения субъектов
рынка электроэнергии между собой. Представляется актуальным провести правовой анализ
существующих моделей, выделить сильные и слабые стороны каждой из них. Главная цель,
которую в настоящее время преследуют правоведы - это разработка правовых рекомендаций
для обеспечения наиболее эффективной работы всей системы электроэнергетики.
На основании статьи 3 ФЗ «Об электроэнергетике» под услугами по передаче
электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных
действий, в том числе по оперативно-техническому управлению, обеспечивающих передачу
электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с
обязательными требованиями.
Рынок электрической энергии делится на два вида: оптовый рынок электрической
энергии и розничный. Условия и порядок функционирования данных рынков имеют
существенные различия.

Правовой основой функционирования оптового рынка электрической энергии
является Постановление Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 «Об утверждении Правил
оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые
акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования
оптового рынка электрической энергии и мощности».
Розничный рынок электрической энергии
Правовой основой функционирования розничных рынков электрической энергии
является Постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. № 442 «О
функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном
ограничении режима потребления электрической энергии».
Необходимо отметить, что розничный рынок электрической энергии по своей
структуре является сложным и включает в себя не только производителей и покупателей
электрической энергии, но и многообразную инфраструктуру, которая учитывает особенности
электроэнергии как товара, а также дает стимул для эффективного функционирования рынка.
Следует уточнить, что с 2008 года услуги по передачи электроэнергии во всех
субъектах Российской Федерации осуществляются с применением сетевого тарифа, который
рассчитывается «котловым» методом.
В соответствии с пунктом 49 Приказ ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2 «Об утверждении
Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую
(тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» при установлении тарифов
на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом
необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической
энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего
субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех,
по которым пунктом 27 Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов
на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги
по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для
потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций),
независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые
(котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом
47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории
субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения
в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской
Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по
соответствующему уровню напряжения.
Установление индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии
предусмотрено только для взаиморасчетов пары сетевых организаций в отношении
услуг, оказанных друг другу.
Таким образом, суть данного метода заключается в установлении единого тарифа
на услуги по передаче электрической энергии, при этом, тариф дифференцируется только
по уровню напряжения. Следовательно, потребители, принадлежащие к одной группе,
расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации оплачивают услуги
по передаче электрической энергии по одному тарифу.
В данном случае остается неизменным основной принцип ценообразования на
транспорт – это компенсация необходимой валовой выручки. «Котловой» тариф призван
учесть затраты всех сетевых организаций на передачу электрической энергии. Важно
отметить, что применение такого метода расчетов не исключает риски. Например,
ситуацию, при которой количество сетевых организаций в регионе, а также затраты на
передачу электрической энергии окажутся выше того показателя, который предусмотрен
регулирующим органом при расчете «котлового» тарифа. Компенсировать затраты сетевым
организациям возможно лишь в следующем периоде. Таким образом, при применении
«котлового» тарифа одним из рисков выступает возможность недополучения доходов.
Во исполнение вышеуказанного нормативного акта, федеральными органами
исполнительной власти субъектов принимаются правовые акты, устанавливающие единые
котловые тарифы на территории соответствующего региона. Так, например, 26 декабря
2012 года Министерством топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской
области было принято Постановление «Об установлении единых (котловых) тарифов на
услуги по передаче электрической энергии на 2013 год» №36/10; 27 декабря 2012 года
Управлением энергетики и тарифов Липецкой области было принято Постановление «О
единых тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой
области» №58/10 и др.
При реализации системы «котла», договорные отношения между субъектами
розничного рынка, в частности, между потребителями, сбытовыми компаниями и сетевыми
организациями могут развиваться в трех направлениях.


"Котел сверху"
Данная модель предусматривает установление в регионе «держателя котла». В
соответствии с указанной системой договорных отношений, гарантирующие поставщики
(энергосбытовые организации) на основании единых (котловых) тарифов заключают
договоры по передаче электрической энергии непосредственно с «держателем котла».
В свою очередь «держатель котла», на основе установленных индивидуальных тарифов,
распределяет полученную прибыль между сетевыми организациями, по сетям которых
происходит транспортировка электрической энергии потребителю.
Данная модель функционирует во многих регионах страны, например, в Липецкой
области «держателем котла» выступает филиал ОАО «МРСК Ц ентра» - «Липецкэнерго»;
в Республике Башкирия - ООО «БашРЭС»; в А страханской области - ОАО «МРСК Юга» -
«Астраханьэнерго» и т.д.
Преимущества модели «котел сверху» заключаются в том, что в регионе
устанавливается единый центр ответственности, который обладает достаточной финансовой
стабильностью, что гарантирует поступление денежных средств смежным сетевым
организациям.
В свою очередь, данная модель таит в себе определенные недостатки: в случае
наличия промежуточной сети у получателя средств отсутствует выход на конечного
потребителя, что порождает сложности в контролировании качества энергоснабжения,
механизма отключения неплательщиков и др.

Вторая модель: «котел снизу»

При установлении такой модели в регионе предусматривается адресность
оплаты услуг по передаче электрической энергии той сетевой организации, к которой
технологически присоединен потребитель. Е диный котловой тариф также действует: по нему
оплачиваются услуги тех сетевых организаций, к сетям которых подключен потребитель.
При этом нижестоящие организации оплачивают «по цепочке» вверх услуги, оказанные
вышестоящими сетевыми организациями.
Преимуществом данной модели являются прямые взаимоотношения получателя
средств с конечным потребителем, что повышает ответственность за качество поставляемой
электрической энергии.
Недостатком являются финансовые риски, которые возникают в связи с возможной
финансовой нестабильностью мелкого собственника сетей, а также возможной сменой
собственника. Все это может привести к недополучению средств смежной сетевой
организации, к необходимости привлечения дополнительных кредитных средств, а также к
налоговым рискам нижестоящих сетевых организаций.
К регионам, в которых установлена и функционирует модель «котел снизу» относятся:
Республика Калмыкия, Саратовская область, Республика Северная Осетия, А рхангельская
область и др.
Необходимо отметить, что в некоторых регионах данные модели реализуются
одновременно и представляют собой некую смешанную модель «котла снизу» и «котла
сверху». К примеру, сюда относится Волгоградская область. В субъекте 2 держателя котла:
ОАО «Волгоградэнергосбыт» и «Волгоградэнерго».
«Волгоградэнерго» получает сетевую выручку от потребителей по прямым договорам
по котловым тарифам и от ОАО «Волгоградэнергосбыт» и ЗАО «РЭС» по индивидуальным
тарифам. «Волгоградэнерго» рассчитывается с сетевыми организациями, через сети которых
осуществляется передача электроэнергии потребителям. ОАО «Волгоградэнергосбыт»
собирает остальную котловую выручку и рассчитывается с другими сетевыми организациями
и «Волгоградэнерго» по индивидуальным тарифам1.
В целом, следует сделать вывод о том, что «котловой метод» обладает неоспоримыми
преимуществами. Прежде всего, он распространяется на оказание услуг по передаче
электрической энергии всех потребителей услуг, которые принадлежат к одной группе.
Помимо этого, происходит консолидация денежных средств за услуги по передачи
электрической энергии. Также, повышается ответственность сетевых организаций за
качество оказываемых услуг по передаче электрической энергии, за счет договорного
урегулирования взаимоотношений между сетевыми организациями устанавливается
единый баланс электрических сетей.
Указанный метод может быть реализован в нескольких формах договорных
отношений: «котел сверху», «котел снизу», «смешанный котел». Каждая из данных
моделей обладает собственными преимуществами и недостатками, учитывая данные
обстоятельства, а также особенности того или иного региона, возможно скорректировать
наиболее подходящую модель, что поможет минимизировать риски, возникающие на рынке
электрической энергии.

Назад к списку новостей