Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Исследование Boston Consulting рынка электромобилей в России и в мире

20.05.2021
Исследование Boston Consulting рынка электромобилей в России и в мире

БЮДЖЕТ ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕГО АВТОТРАНСПОРТА


РАЗВИТЬ РЫНОК ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА БЕЗ ГОСПОДДЕРЖКИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ
20.05.2021
АРТУР СМИЛКСТИНЬШ

Минэкономразвития планирует до 2030 г. выделить 418 млрд руб. на развитие электротранспорта. Пока Россия относится к группе стран с невысокими темпами сокращения количества автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) и, соответственно, прироста электротранспорта. Однако, по оценкам BCG, можно ожидать снижения доли традиционных автомобилей с ДВС в стране с нынешних 97% до 55% в 2035 г.

Один из важных глобальных трендов, определяющих развитие экономики будущего, - так называемый энергопереход, т. е. переход к использованию более чистых, экологичных источников энергии. Важным элементом решения этой задачи является электрификация автотранспорта, что позволит существенно уменьшить загрязнение воздуха в городах. Сегодня в России рынок электрокаров крайне мал: в конце января 2021 г. число электромобилей перешло отметку в 10 000, это немного, хотя и вчетверо больше, чем три года назад. Но очевидно, что для России, как и для всего мира, переход от ДВС к электричеству лишь вопрос времени.

Доля мирового рынка электромобилей уверенно растет: в 2019 г. электротранспорт составлял 8% всего автотранспортного рынка, в 2020 г. уже 12%, и в 2021 г. мы продолжаем наблюдать уверенный рост. Учитывая внушительные темпы электрификации автотранспорта, эксперты BCG обновили прогноз по развитию и внедрению электротранспорта в мире. Следует ожидать, что уже через пять лет более половины мировых продаж легковых автотранспортных средств будет приходиться на электромобили. К 2035 г. автомобили с нулевым выбросом углекислого газа составят примерно 47% новых легковых транспортных средств, продаваемых по всему миру. При этом нужно понимать, что полный переход с ДВС на электричество не может быть одномоментным: в 2035 г., вероятно, до 70% эксплуатируемых транспортных средств все еще будут ездить на бензине или дизеле.

Мы можем утверждать, что Россия постепенно встает на тот же путь перехода от ДВС к электродвигателям, что и большинство стран мира. Внушительный рост доли электромобилей сегодня наблюдается в Китае (до +5% в 2020 г.), США и других странах, однако лидером по темпам электрификации автотранспорта остается Европа. Так, в Германии за последние два года продажи подзаряжаемых гибридных автомобилей выросли на 342%, автомобилей на аккумуляторных батареях - на 207%. Во многом это заслуга действующего экологического стандарта по выхлопным газам «Евро-6», а также анонсированного возможного запрета к 2030 г. продаж новых бензиновых и дизельных автомобилей. Важным фактором, поддерживающим темпы электрификации, являются также принятые в ЕС финансовые меры поддержки решений в пользу электротранспорта: электрокары и гибридные авто освобождены от регистрационного налога, налога с продаж или другого налогового сбора - в зависимости от решения конкретного государства. Кроме того, в Германии, в частности, общий бонус при покупке электромобиля составляет $4400, а в Великобритании - до $5600.

Важно понимать, что для развитого современного государства переход на электрифицированный транспорт - это не вопрос выбора. Это данность, к которой уверенно и достаточно быстро идет мировой авторынок. Мы просто должны быть готовы к тому, что в ближайшие 10-15 лет Россия вместе со всем миром постепенно пересядет на электромобили. Что может стимулировать развитие рынка электротранспорта в стране?

Прежде всего планомерное развитие инфраструктуры, создание удобной сети зарядных станций по всей стране. Ведь самый важный параметр развития - соотношение стоимости углеводородного топлива и электроэнергии - в России 3-3,5 раза лучше, чем в США, странах ЕС и Японии.

Следующий фактор - последовательная налоговая политика и господдержка. Ускорить темп развития сектора электротранспорта могла бы такая мера, как снижение ввозных налогов и налогов на владение на автомобили на электротяге. Опыт многих стран показал, что быстрое и успешное развитие электротранспорта на данном этапе возможно только при участии различных стимулирующих мер господдержки. Красноречивый пример - обрушение рынка электромобилей в Дании после отмены стимулирующих мер в 2015 г. Датский рынок электромобилей, один из крупнейших в Европе, в течение двух лет сжался более чем на 400%, после чего власти страны признали возможность вернуть некоторые меры поддержки электротранспорта.

Как правило, госполитика не ограничивается поддержкой выбора граждан в пользу электромобилей - вводятся также и ограничения на ДВС. Например, в Германии с 2018 г. введены запреты на использование некоторых типов дизельных автомобилей на определенных участках дорог. Похожие стимулирующие меры приняты и в США. Причем это не чрезвычайные меры, а закономерный этап внедрения любой инновации: со временем, когда общая стоимость владения электромобилем значительно снизится по сравнению с автомобилями на ДВС, их собственникам уже не будут нужны серьезные стимулы, чтобы сделать выбор в пользу экологичного автотранспорта.

Мы видим, что переход на электротранспорт находится в приоритете российской государственной повестки: уже был осуществлен ряд перспективных нововведений, способных стимулировать развитие российского рынка электротранспорта, особенно на региональном уровне. В Москве владельцам электромобилей разрешена бесплатная парковка, в Санкт-Петербурге электромобили освобождены от уплаты транспортного налога. Ту же меру планируется ввести в Дагестане, Башкирии, Забайкалье, Волгоградской области. Но меры поддержки требуют дальнейшего наращивания и масштабирования. Это не прихоть. Без такой поддержки на текущем этапе любая страна - и Россия не исключение - рискует потерять перспективный рынок. Наверстывать упущенное позже будет намного сложнее.

ИСТОЧНИК: ВЕДОМОСТИ

Назад к списку новостей