Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Наталья Пыжьянова: «Льготы на техприсоединение должны предоставляться адресно»

27.04.2016
Наталья Пыжьянова: «Льготы на техприсоединение должны предоставляться адресно»
ФедералПресс

Энергетики продолжают работу по дорожной карте повышения доступности энергетической инфраструктуры. Необходимо как можно скорее снять проблемы подключения к сетям, но когда удастся сократить этот срок до 15 дней, обещанных президентом, точно сказать нельзя. Между тем сетевики отмечают резкий рост затрат. В прошлом году так называемые «выпадающие доходы» ОАО «Облкоммунэнерго» увеличились почти в два раза по сравнению с 2013 годом – с 37 миллионов рублей до 57,5 миллионов. О причинах обмеления финансовой реки рассказала заместитель главного инженера по развитию и технологическому присоединению компании Наталья Пыжьянова.

Наталья Николаевна, почему так резко увеличилась сумма выпадающих доходов ОАО «Обкоммунэнерго»?

По-прежнему самыми главными нашими заявителями остаются льготники – те, кто приобретает земельные участки на льготных условиях и кому мы обязаны произвести подключение за символическую цену, не покрывающую затрат – 550 рублей. Это не только частные лица, но и товарищества, которые получают земельные участки под индивидуальное жилищное или дачное строительство. У нас, как и у других крупных сетевых организаций, показатели примерно одинаковы – льготники составляют до 90 %. Поэтому решать проблемы, связанные с этой категорией заявителей, приходится постоянно.

Многие представляют себе термин «подключение» как что-то одномоментное, не требующее временных и финансовых затрат.

На самом деле для большинства наших заявителей мы должны построить сети разного уровня напряжения. Естественно, для этого приходится привлекать материальные и человеческие ресурсы. На новое строительство уходят время и деньги. Это затраты, не компенсируемые заявителем сетевой организации, которые ложатся на всех потребителей электроэнергии, мы вынуждены компенсировать их за счет включения в тариф на передачу. Поэтому наше мнение таково – льготы должны предоставляться адресно.

В 2013 году выпадающие доходы «Облкоммунэнерго» составили 37 млн рублей, в прошлом году – 57,5 млн рублей. Какие прогнозы на 2015 год?

Динамика увеличения выпадающих доходов, я думаю, будет не меньше. Сегодня тренд на раздачу льготникам земельных участков сохраняется – в прошлом году МУГИСО выдало 2,5 тысячи бесплатных земельных участков. Они выделяются как точечно, так и массово, в составе одного большого участка, который разделяется на маленькие участки. Для нас это оборачивается большим объемом проектных работ и масштабным строительством. А затраты нам вернут через тариф только спустя два года. К тому же в группе льготников есть те, кто злоупотребляет льготами, зачастую именно их присоединение вопрос технически сложный и очень дорогой. Ведя такое строительство, мы не всегда успеваем в сроки, определенные правительством. И стоим перед риском штрафов со стороны ФАС.

Мимикрия дачных девелоперов

Законодатели по-прежнему не замечают льготников-злоупотребителей?

В 2014 году законодатели ввели ограничения. Например, ставка 550 рублей для подключения физического и юридического лица сейчас может быть применена не чаще, чем один раз в три года. После выхода этого нововведения заявителей действительно стало чуть-чуть меньше. Но девелоперы дачных поселков очень быстро мимикрировали под новые правила. Механизмы маскировки используют простые, но действенные. Например, земельный участок, который раньше, условно говоря, делился на 100 участков под одной фамилией Иванов, оформлен на дачное некоммерческое товарищество (ДНТ) и делится на 100 участков со 100 фамилиями физических лиц. Получается, у нас есть группы заявок, мы понимаем, что за ними стоит одно лицо, но ничего поделать с этим не можем, приходится оформлять договоры, по которым за присоединение каждого участка выставляется всего 550 рублей. Для девелопера это намного дешевле, чем полностью оплачивать присоединение на всей территории строительства по коммерческому тарифу.

А сколько это составляет по коммерческому тарифу?

Если приходится ставить трансформаторную подстанцию 250 кВА и проводить к ней линию 10 кВ, получается не менее 2 млн рублей затрат. Сравните – со 100 «индивидуальных» участков сетевая компания суммарно получит всего 50 тысяч компенсации расходов. Представляете, какую финансовую нагрузку мы несем? Есть и еще одна важная проблема – как подобраться к таким участкам.

В каком смысле «подобраться»?

В прямом. Эти участки, как правило, нарезаются в свободном месте, не обеспеченном инфраструктурой, поэтому мы сталкиваемся с отсутствием проектов детальной планировки. Представьте себе геометрически расчерченные квадраты, между которыми нет ни проходов, ни проездов, ни улиц, ни коридоров под инженерные сети. Естественно, нашей технике проехать к таким участкам практически невозможно. К тому же мы теряем много времени – надо согласовать прохождение линий между частными владениями. У нас есть пример в районе Верхней Пышмы, когда мы подошли к участку с трансформаторной подстанцией, но не смогли пройти по улице – участок был окружен лесом. Чтобы зайти туда с техникой, с тракторами, чтобы поставить опоры, мы вынуждены были вырубить лес и проложить дорогу. Хотя эти затраты не регламентированы и нам вообще никто их не компенсирует, это чистые убытки.

Но они в тариф входят?

Нет, снос и высадку зеленых насаждений в смете нам никто не согласует. Еще один важный момент – сроки. Согласование такого строительства занимает много времени, на что может отреагировать ФАС. К тому же мы, по сути, обременяем нашу инвестпрограмму и замещаем этими объектами зачастую более значимые объекты.



Чтобы провести здесь сети, потребуется вырубить лес

Дачники – это единственная группа проблемных заявителей?

Есть еще две. Одну из них мы считаем хорошей – это будущие жители участков комплексной застройки, земля выделяется им по решению правительства. Казалось бы, создание новых поселков можно только приветствовать. Но такая комплексная застройка предполагает не просто жилые дома, но и инфраструктуру – детские сады, школы, магазины, спортивные сооружения и так далее. Для этого необходим серьезный проект комплексного электроснабжения. Это задача государственная, но источников финансирования сетей нет. Муниципалитеты не располагают ресурсами для того, чтобы самостоятельно подготовить крупные земельные участки, обеспечить их магистральными сетями и объектами инфраструктуры. Я считаю, что раз такая застройка предусмотрена местными и региональными документами, средства на эти цели, и на инженерную инфраструктуру в том числе, должны быть выделены муниципалитетам.

А что происходит сейчас?

Льготники, получившие земельные участки бесплатно, приходят к нам решать вопрос «электрики». Причем, они, как правило, не попадают в число льготников по технологическому присоединению, так как эта территория отдельно выделенная и часто отстоящая далеко от сетей. В результате заявитель получает договор «на комплексное освоение территории частному лицу». Вот недавно мы выдали такой в районе Красноуфимска – на сумму 3 миллиона рублей, так как рядом нет никаких энергетических объектов, их придется строить с нуля. Конечно, я понимаю реакцию владельца земельного участка, думаю, что последует просто взрыв социального негодования. С другой стороны, у нас нет другой возможности ставить сети. И если мы будем строить 3 километра сетей под 15 КВт, то следующий участок мы не сможем обеспечить электроснабжением и понесем убытки от того, что нам придется перестраивать эти сети, но это же не государственный подход к проблеме.

Подход Красноуфимска, который озвучивает МУГИСО, по срокам не совпал с моментом получения земли. Здесь есть владелец земельного участка – МУГИСО, есть бюджетополучатель – УКС области, и они должны оплатить техприсоединение через договор, а мы должны на эти деньги построить сети. Однако процесс займет не менее трех лет, а заявитель пришел сегодня. Вот это момент, решения которого я пока не вижу.

Такие объекты есть только в Красноуфимске?

Нет, похожая ситуация складывается в Полевском, Пышме, но нам не обосновать в РЭКе, почему мы делаем «запас в сетях», у нас не примут эти затраты. Должен быть механизм обязательного включения в программу мероприятий на развитие этих территорий – дополнительно к инвестпрограмме предприятия. Тогда мы смело сможем присоединять эти участки по льготному тарифу непосредственно от построенных центров питания.

Садоводы захотели «обособиться»

Кого вы выделили в третью группу проблемных «льготников»?

Членов садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ). Это самая сложная группа, порой хочется сказать просто: «Безобразие!». В садах действует определенный общественный уклад, и электроснабжение, внутренние сети, трансформаторные подстанции, как правило, находятся во владении товарищества. Однако есть отдельные садоводы, которые по каким-то причинам не пользуются сетями, проложенными внутри сада. И обращаются в сетевую организацию на индивидуальное присоединение. Для нас это случай риска – повышенного внимания ФАС. И опять затраты – получается, мы должны строить параллельные сети, которые уже есть в саду. Кроме того, на мой взгляд, это злоупотребление правом льготы по той причине, что часть обращающихся к нам заявителей не желает участвовать в содержании имущества общего пользования.

Они обязаны пользоваться только общей инфраструктурой?

25 марта 2015 года начало действовать изменение к правилам, по которым от этих заявителей мы должны требовать договор об использовании объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования. Этот договор подразумевает и пользование общей дорогой, забором, общими воротами, охраной, и сетями электроснабжения. В правилах сейчас отражено, что если граждане, ведущие садоводство, являются членами СНТ, то с заявкой на техприсоединение к нам обращается садоводческое товарищество. Если внутри сада есть мощности, и члены товарищества нуждаются в их увеличении, если есть резерв, мы просто осуществляем присоединение – выдаем техусловия и договор, который позволяет зафиксировать мощность и право владельца участка пользоваться ею, тогда он заключает отдельный договор со сбытом.

А если нет такой технической возможности, если мощности слабые?

Если жилой дом в саду просто невозможно обеспечить электроснабжением, тогда надо увеличивать мощности на весь сад. Что касается тех садоводов, кто не смог вписаться в правила общежития СНТ, они выходят из товарищества и обращаются к нам напрямую с заявкой. Но при выходе из состава СНТ они должны принести нам договор о пользовании инфраструктурой. При этом товарищество не вправе препятствовать сетевой организации в технологическом присоединении энергопринимающих устройств заявителя.

А если садовод раньше пользовался общей инфраструктурой, но захотел собственную, он будет оплачивать ее по льготной цене?

Были такие случаи, когда мы только что присоединили весь СНТ, построили сеть, выдали акты, в заявке член СНТ был и оплатил техприсоединение, но потом захотел «обособиться». Мы считаем, что точка присоединения у него есть, и договор по ней есть. По сути, он обращается за второй точкой. Поэтому мы считаем, что в данном случае имеем право применить тариф.

Часто приходится решать такие головоломки?

Да, последний случай произошел в районе Первоуральска. К нам обратились несколько садоводов после конфликта с СНТ. Хотя в этом саду нет проблем с электроснабжением, там стоит сравнительно новая трансформаторная подстанция, нормальные сети. Почему сетевая организация должна обслуживать этот конфликт, я не понимаю. Это все равно как житель десятиэтажки захотел бы отказаться от общего стояка и попросил выделить ему отдельную линию – скорее всего, ее пришлось бы тянуть прямо по фасаду дома. Однако законных оснований для отказа у нас нет.

Складывается впечатление, что законодатели предусмотрели далеко не все аспекты взаимоотношений сетевиков и заявителей.

Это так. До сих пор нет четкого алгоритма, какие достаточные мероприятия должна выполнить сетевая компания, нет их перечня. Также нет списка причин, по которым не получилось осуществить присоединения, которые могли бы послужить поводом для расторжения договора. Непонятно, насколько далеко могут находиться сети, чтобы мы были обязаны их присоединить. У нас есть заявители, которые находятся в 8 километрах от линии сетевой организации. Даже если заявитель находится в тайге, мы обязаны решить этот вопрос. Назрела необходимость пересмотреть некоторые позиции дорожной карты и обратить внимание разработчиков Правил технологического присоединения на необходимость включения в Правила позиций, упорядочивающих взаимоотношения сетевой организации и заявителей, располагающихся на удаленных либо неудобных с точки зрения строительства сетей участках.

Что же тогда называется «индивидуальным проектом»?

Пока заявитель считается льготником, это понятие вообще не работает, хотя такого рода работа действительно индивидуальная и должна оплачиваться по полному тарифу. Мы предлагали внести уточнения в методику определения стоимости присоединения, но пока в ней остается много белых пятен. Хотя можно дополнить ее, например, особенностями осуществления технологического присоединения.

Какие пункты включают в себя эти особенности?

Например, присоединение заявителей, расположенных на расстоянии более 1000 метров от существующих объектов электросетевого хозяйства. И если присоединение таких участков этого требует, то и другие: проведение лесоустроительных работ; переход через водные преграды; прокладка сетей электроснабжения по болотам по индивидуальному тарифу.

Еще раз повторю, что сегодня ОАО «Облкоммунэнерго» нацелено на выполнение всех положенных мероприятий, в том числе упрощение, удешевление процедуры техприсоединения. Однако мы считаем, что необходимо продолжить работу над законодательством. Это позволит сетевой организации не отвлекать время и деньги на подключение заявителей, искажающих дух закона в силу технического несовершенства документа. Необходимо присоединять по льготному режиму тех, кому льгота положена по закону и по здравому смыслу.

Назад к списку статей