Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Аналитический обзор ключевых изменений законодательства, регулирующего отношения в энергоснабжении России в 2014 году

Аналитический обзор ключевых изменений законодательства, регулирующего отношения в энергоснабжении России в 2014 году

Источник: Журнал «ЭнергоРынок»

Юрий Татаринов, Старший юрист Группы по проектам в энергетике

Ключевым результатом тотальной корректировки законодательства в части электроэнергетики стали новые Правила оптового рынка электрической энергии (мощности)[1], Правила функционирования розничных рынков электрической энергии[2], Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики[3]; а также принят ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности ценообразования в отношении перечисленных видов деятельности.

Указанные акты, закрепив основные принципы взаимодействия субъектов в сфере электроснабжения, стали основой для разработки и внедрения комплекса нормативно-правовых актов, направленных на улучшение взаимодействия участников указанных рынков, сервиса обслуживания потребителей, повышения качества и надежности энергоснабжения потребителей.

В этой связи в 2014 г. основными задачами для корректировки законодательства являлись:

Создание условий для ограничения роста тарифов в сфере энергетики;
Определение параметров перекрестного субсидирования в части ценового регулирования услуг по передаче электрической энергии;
Создание условий для обеспечения доступности инфраструктуры для потребителей;
Уточнение правил определения стоимости услуг по передаче электрической, тепловой энергии, газа, воды;
Создание законодательных ограничений, направленных на исключение случаев «манипулирования» ценами в отношении электрической энергии со стороны энергосбытовых организаций;
Внедрение механизмов утверждения инвестиционных программ (в части тепло-, водоснабжения по аналогии с механизмами регулирования деятельности сетевых организаций в электроэнергетике);
Корректировка законодательства в области тарифного регулирования, направленная на устранение правовых пробелов, выявленных в ходе правоприменительной практики.
В результате в 2014 г. в электроэнергетике были приняты следующие ключевые изменения.


В части электроснабжения

I.1.  С 1 января 2014 г. в большинстве регионов России прекратил действовать механизм «последней мили»
В соответствии с Федеральным законом от 06.11.13 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и ст. 81 Федерального закона «Об акционерных обществах» (вступившем в силу с 06.11.13), с 1 января 2014 г. не допускается передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии.

Законом предусмотрены исключения, в соответствии с которыми возможна передача в аренду организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью территориальным сетевым организациям объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым технологически присоединены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии:

При условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с территориальными сетевыми организациями;
Без заключения соглашений и в отношении объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, находящихся на территориях республик Карелия, Марий Эл, Хакасия, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Тамбовской, Томской, Тюменской, Челябинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа.
При этом передаются в аренду только объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, в отношении которых по состоянию на 1 сентября 2013 г. действовали договоры аренды, заключенные между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми организациями;
Без заключения соглашений передаются в аренду территориальным сетевым организациям объекты электросетевого хозяйства и (или) их части, принадлежащие организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и находящиеся на территориях Республики Бурятия, Забайкальского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, к которым энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии технологически присоединены после 1 января 2007 г.
Кроме того, закон предусматривает максимальные объемы перекрестного субсидирования в рамках тарифного регулирования, а также определяет динамику снижения перекрестного субсидирования в период с 2014 по 2017 г.

I.2.  С февраля 2014 г. были существенно скорректированы Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям
В 2014 г. был существенно изменен порядок доступа к электрическим сетям в целях снижения срока технологического присоединения и сокращения количества обязательных процедур[11], совершаемых в рамках указанного процесса.

В частности, постановлениями Правительства РФ от 10.02.14 № 95, от 20.02.14 № 130 были закреплены:

Порядок заключения договора энергоснабжения, договора купли-продажи электрической энергии и договора оказания услуг по ее передаче до окончания процедуры технологического присоединения к электрическим сетям;
Обязанность сетевой организации по направлению подтверждающих оформление процедуры технологического присоединения документов в адрес энергосбытовой организации, с которой потребителем был заключен соответствующий договор;
Порядок взаимодействия энергосбытовой, сетевой организаций и потребителя в части допуска приборов учета в эксплуатацию, а также в части начала исполнения обязательств по исполнению договоров о приобретении электрической энергии и оказания услуг по ее передаче;
Порядок переоформления документов, подтверждающих технологическое присоединение;
Формы документов, оформляемых в рамках процедуры технологического присоединения или процедуры восстановления указанных документов (акт о технологическом присоединении, акт разграничения балансовой принадлежности сторон, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт обследования электроустановки, акт о выполнении технических условий);
Порядок проверки со стороны сетевой организации выполнения условий технологического присоединения.

I.3.  С марта 2014 г. были внесены изменения касательно особенностей правового статуса сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного потребителя
Постановлением Правительства РФ от 07.03.14  №79 были закреплены:

Особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями в адрес сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.
В указанном случае потребитель оплачивает стоимость услуг по передаче электрической энергии в адрес «моносетевой» организации и отдельно – в адрес прочих сетевых организаций (в случае, если их объекты электросетевого хозяйства используются для передачи электрической энергии такому потребителю);
Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя (Приложение 3 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике).

I.4.  С августа 2014 г. был существенно скорректирован порядок определения стоимости услуг по передаче электрической энергии
Постановлением Правительства РФ от 31.07.14 года № 740 были внесены императивные правила касательно определения объемов и стоимости услуг по передаче электрической энергии:

В части оплаты услуг по передаче электрической энергии потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к переданным в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети (так называемый тариф ВН1);
В части императивных правил определения уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии к электрическим сетям территориальных сетевых организаций (в зависимости от типа присоединения – прямое, опосредованное, в том числе через объекты по производству электрической энергии или через объекты электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии).





[1]  Постановление Правительства РФ от 27.12.10 № 1172 (ред. от 23.08.14).

[2]  Постановление Правительства РФ от 04.05.12 № 442 (ред. от 11.08.14).

[3]  Постановление Правительства РФ от 29.12.11 № 1178 (ред. от 29.10.14).

Назад к списку новостей