Карта сайта
Присоединяйтесь
Вход для членов НП ТСО
+7 (963) 668-71-52
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
консолидация и продвижение интересов электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
поиск и распространение лучших практик электросетевого комплекса
Ассоциация <br />
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Ассоциация
"Некоммерческое партнерство территориальных сетевых организаций"
Коммуникационная площадка электросетевого комплекса

Текущие инициативы к обсуждению

28.06.2018

Фото: Константин Семенец / Коммерсантъ

Кавказские сети стремятся к общему знаменателю

На круглом столе «Ъ-Юг» в Пятигорске обсудили перспективы консолидации электросетевого комплекса в СКФО


28.06.2018, 12:04

Консолидация электросетевых активов СКФО под «зонтиком» крупнейшей в округе сетевой компании ПАО «МРСК Северного Кавказа» является длительным, но фактически безальтернативным механизмом решения накопившихся проблем в электроэнергетике региона. Управление энергокомплексом из единого центра позволяет не только снизить объем технических и коммерческих потерь в кавказских сетях, но и снять нагрузку на содержание сетевого имущества с муниципалитетов, сократить количество бесхозных сетей, навести порядок в сетевом хозяйстве многочисленных садоводческих товариществ. При этом на Кавказе важно использовать опыт других регионов страны, где консолидация уже принесла положительные результаты.

Переучет сетевого ассортимента

Сложившаяся в ходе реформы электроэнергетики раздробленность распределительного сетевого комплекса не всегда способствует росту здоровой конкуренции, а зачастую, наоборот, приводит к ухудшению ситуации в нем, констатировал генеральный директор ПАО «МРСК Северного Кавказа» Юрий Зайцев на круглом столе «Перспективы консолидации электросетевого комплекса на Северном Кавказе», проведенного «Ъ-Юг» в Пятигорске. Сегодня собственниками распредсетей являются крупные компании с госучастием, предприятия, принадлежащие субъектам федерации и муниципальным образованиям, частные территориальные сетевые организации (ТСО), садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ) и даже физические лица.


Большинство собственников, как оказалось, не способно эффективно управлять своим сетевым имуществом.По данным на июнь 2018 года задолженность ТСО перед МРСК Северного Кавказа составляет уже 4,4 млрд рублей. Среди организаций, накопивших крупные долги, — МУП «Ардонские инженерные сети» в Северной Осетии (196 млн руб.), МУП «Каббалккоммунэнерго» (796 млн руб.), ОАО «НГЭК» в Кабардино-Балкарской Республике (897 млн руб.) и т.д. Без передачи таких активов в управление компаниям с сильным управленческим ресурсом и большими техническими возможностями решение проблем в сущности невозможно.

Реализация политики по консолидации электросетевых активов была начата МРСК Северного Кавказа с момента образования компании. Еще в 2008 году в аренду компании были переданы электросетевые активы Хасавюрта Республики Дагестан, Зеленчукского и Усть-Джегутинского районов Карачаево-Черкесии. Начиная с 2015 года МРСК Северного Кавказа арендует электрические сети Владикавказа. На момент передачи их в аренду уровень потерь в сетях достигал 54%, а задолженность АО «Аланияэлектросеть» — 1,3 млрд рублей. Как констатировал Юрий Зайцев, под управлением МРСК Северного Кавказа потери во владикавказских сетях за два года удалось снизить практически вдвое — до 27,4%.

Положительная практика сложилась и в Чеченской Республике. В конце 2013 года ПАО «Россети» и региональными властями была создана совместная электросетевая компания «Чеченэнерго», в 2017 году был завершён второй этап консолидации электросетевых активов, в рамках которого в уставный капитал АО «Чеченэнерго» дополнительно внесено имущество республики стоимостью почти 1 млрд рублей (848 электросетевых объектов).

Итогами работы по консолидации электросетевого имущества поделился помощник-советник главы Республики Ингушетия Башир Бузуртанов: «В ходе инвентаризации была проведена большая работа по установлению фактического наличия объектов энергетики, в результате чего 512 объектов переданы после проведения аукциона в безвозмездное пользование ПАО «МРСК Северного Кавказа» сроком на 11 месяцев».

Инструменты консолидации

Оптимальным вариантом консолидации сетей в МРСК Северного Кавказа считают приобретение электросетевого имущества: только в этом случае у консолидатора появляется возможность инвестировать в объекты, снижать потери и повышать эффективность эксплуатации. Предпочтение при этом отдается приобретению имущества за долги, однако не исключаются и варианты прямых сделок. Аренда, напротив, является наиболее проблемным и зачастую экономически неэффективным способом консолидации. В отношении муниципальных и республиканских электросетевых активов приемлемым способом консолидации, носящим временный характер, в МРСК Северного Кавказа считают передачу их в безвозмездное пользование. Подобным образом в 2017 году было передано имущество, принадлежащее Республике Ингушетия и городе Дигоре в Северной Осетии, а в 2018 году — муниципальные сети села Чермен и станицы Павлодольской Северной Осетии.

«Юридические механизмы воздействия на должников не дают быстрого эффекта: дела о взыскании задолженности часто длятся больше года, исполнительное производство и банкротство — от двух лет, — констатировал Юрий Зайцев.— Консолидация в этом случае выступает в качестве механизма погашения задолженности посредством приобретения имущества компаний за долги».

В 2013 году такой проект был реализован в дагестанском городе Кизляре после того, как активы МУП «Кизлярские городские электрические сети» были приобретены на торгах в рамках процедуры банкротства. Однако, как подчеркнул Зайцев, меры правового воздействия на должников и приобретение их активов в счет погашения задолженности эффективны только в случае наличия у ТСО зарегистрированного за ней имущества. На практике же многие ТСО на Кавказе (например, указанные выше крупные должники) функционируют без регистрации прав на свое имущество, что широко используется для ухода от ответственности за накопленные долги. С такой проблемой МРСК Северного Кавказа столкнулась в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестане.

Решением данной проблемы, считает Юрий Зайцев, может быть усиление контроля за предоставлением в регулирующий орган документов, подтверждающих законное владение активами, законодательное установление необходимых минимальных объемов сетевого имущества в собственности ТСО.

Вездесущий «бесхоз»

По результатам инвентаризации, проведенной на основании подписанных с органами власти регионов СКФО в 2014 и 2017 годах «дорожных карт», на территории округа был выявлен 1 тыс. 431 бесхозный электросетевой объект, сообщил Михаил Решетников, заместитель генерального директора ПАО «МРСК Северного Кавказа».Техническое состояние таких сетей является неудовлетворительным, однако компания вынуждена поддерживать их в рабочем состоянии.

Объективно требуются более серьезные вложения в такое имущество, но это возможно лишь в случае его оформления в собственность сетевой организации. В местных бюджетах практически всех субъектов СКФО средства на проведение технической инвентаризации и регистрации имущества не предусмотрены, отметил Решетников. В итоге права на бесхозное электросетевое имущество большинства республик СКФО не регистрируются.

Второй вариант ликвидации «бесхоза» — оформление прав собственности на него сетевой компанией – также довольно сложен. Почти все выявленные бесхозные сетевые объекты СКФО относятся к движимому имуществу. Переход права на них к сетевой компании на основании решения суда возможно в порядке приобретательной давности в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Для этого необходимо доказать открытое и непрерывное владение таким имуществом в течение пяти лет, представив документы об осуществлении затрат на эксплуатацию за весь этот период. К тому же затраты на мероприятия, проводимые в отношении бесхозных объектов, должны быть учтены при установлении тарифов по передаче электроэнергии, однако средства на это отсутствуют.

В итоге самый оптимальный вариант, при котором бесхозные объекты могут быть оформлены за сетевой компанией в максимально сжатые сроки, это признание собственности на такое имущество в порядке, установленном для брошенных вещей (ст. 226 ГК РФ). Суд выносит решение о признании объекта бесхозным и признает право собственности на брошенный объект за сетевой организацией. Однако, как отмечает Михаил Решетников, такой судебной практики в регионе пока немного, к тому же формирование положительной практики судебных решений в пользу сетевой организации напрямую зависит от содействия органов республиканской и муниципальной власти.

Пилотной территорией для такого взаимодействия может стать Дагестан. В мае МРСК Северного Кавказа направило обращение на имя врио главы республики Владимира Васильева о получении согласия на оформление прав на бесхозные сети за «дочкой» МРСК Северного Кавказа - АО «Дагестанская сетевая компания». «Положительное решение даст возможность сдвинуть с мертвой точки нерешаемую годами проблему. Это будет важный шаг, который благоприятным образом отразится на всей энергосистеме Дагестана и в дальнейшем послужит примером для остальных субъектов СКФО», - считает Решетников, подчеркивая, что исполнить в полной мере стратегию по консолидации возможно лишь в условиях тесного взаимодействия с органами власти субъектов СКФО.

Подтянуться к лучшим практикам

Решение проблем в электросетевом комплексе СКФО невозможно без изучения того, что уже сделано в части консолидации сетей в других регионах. Как отмечает Елена Мыжевских, заместитель генерального директора по управлению имуществом и правовым вопросам АО «Ленинградская областная электросетевая компания» (ЛОЭСК), в результате осуществляемой компанией консолидации сетевых активов муниципальные образования при этом чувствуют себя достаточно комфортно, понимая, какие проблемы они сняли со своих плеч.

По словам Елены Мыжевских, аренда крупных сетевых комплексов в муниципальных районах и городах, как правило, долгосрочная: «Договоры заключаются с инвестиционной составляющей: мы берем на себя определенные обязательства, все объекты попадают в наши инвестпрограммы, которые должны быть, безусловно, реализованы. 25 лет – это тот срок, когда амортизация выйдет в ноль на бумаге, но фактически те вложения, которые были сделаны сетевой компанией, будут долго позволять нормально эксплуатировать этот комплекс».

В практике АО «ЛОЭСК» — различные сценарии консолидации. Если муниципальное предприятие имеет долги, оно входит в процедуру ликвидации, при которой происходит реализация его электросетевого имущества. За счет этого МУП получает деньги, которыми гасятся долги. Возможна также «чистая» приватизация муниципальных сетей. Банкротство же в компании считают политически непопулярным решением, такой случай в практике был только один. Другой способ консолидации, имевший место в практике компании, — приобретение предприятия как имущественного комплекса. Данный способ приобретения позволил обеспечить достаточно удобный переход всех прав и обязанностей по договорам на технологическое присоединение.

Более активную позицию должно занимать и руководство садоводческих товариществ, которые на Юге формируют значительную часть городских территорий. При этом, по данным Минэнерго РФ, потери электроэнергии в сетях всей энергосистемы составляют 12%, у СНТ вполне нормальное явление — 20-30% потерь. «В «дорожных картах» мы предлагаем садоводам такой вариант: сетевая организация принимает сети в два этапа, сначала высоковольтное оборудование, принимая на себя бремя его эксплуатации и оплаты технических потерь электроэнергии (порядка 5%), а для устранения коммерческих потерь садоводы должны «обвязать» своих потребителей автоматизированной системой учета и контроля электроэнергии с одновременным переводом потребителей на прямые договоры. После того как весь периметр становится понятен и прозрачен, для сетевой организации не составляет уже особого труда принять низковольтные сети», — отметил Даниэль Дмитриев.

Со своей стороны, садоводы посетовали, что законодательство не позволяет им заниматься деятельностью по передаче или сбыту электроэнергии. Однако это не является непреодолимым препятствием, убежден г-н Дмитриев: «По сути, электроэнергия — это коммунальный ресурс. Управляющие компании формально тоже не занимаются энергосбытовой деятельностью, но они берут комиссию за оказание коммунальных услуг. Аналогичным образом в договорах с садоводами можно вводить понятие компенсации приобретенного коммунального ресурса. Нет и жесткого запрета на передачу электроэнергии — имеются примеры регистрации некоммерческих организаций в качестве ТСО, при соответствии их критериям ТСО, поскольку некоммерческим организациям разрешается введение коммерческой деятельности, прибыль от которой направляется для удовлетворения нужд некоммерческой организации. В любом случае СНТ как коллективный собственник обязаны нести бремя содержания своего имущества. Сетевые компании, конечно, не особо заинтересованы в принятии на свой баланс сетевого имущества СНТ, для них объем потребления электроэнергии садоводами невелик. Поэтому должен быть диалог и поэтапное приведение сетей СНТ в нормальное состояние: сначала передаются высоковольтные сети, в дальнейшем — низковольтные. Могут также использоваться долгосрочные договора безвозмездного пользования или ссуды, не требующие государственной регистрации и не обременяющие тариф ТСО дополнительными выплатами собственнику, помимо краткосрочных договоров аренды».

Обязательным условием при приеме сетей от третьих лиц должно быть внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ), убежден Александр Шипулин, директор по работе с ключевыми клиентами и партнерами компании AURA365. Для коллективных потребителей наподобие садоводств это позволит обеспечить объективный и своевременный учет и контроль, ликвидировать занижение потребления и воровство, выполнять условия для перехода на прямые договоры. Электроснабжающим организациям АСКУЭ также дают возможность обеспечить контроль потребления электроэнергии, снижать потери до нормативного уровня. Наконец, гарантирующий поставщик своевременно получает объективные данные потребления для расчета по прямым договорам.

«За последние два года мы выработали методики работы с СНТ и коттеджными поселками, - рассказал на круглом столе Александр Шипулин, - Чтобы конечные потребители не платили за соседа, система отслеживает ежечасные показания потребления. АСКУЭ позволяет ограничивать поставку электроэнергии конкретного потребителя – это самый серьезный инструмент борьбы с неплательщиками. На голосование СНТ ставится вопрос о выполнении требований сетевой компании по переходу на прямые договоры, чтобы не возникало возможности отключения всего поселка за долги по электроэнергии. При такой постановке вопроса сетевая компания выставляет требование поэтапного выполнения условий и передачи сетей СНТ в эксплуатацию. Чем больше задолженность у СНТ, тем быстрее решается вопрос, поскольку люди понимают, что каждый год они переплачивают за соседа. Эти же деньги можно экономить и далее вкладывать в инфраструктуру. Когда объясняешь экономику процесса, многие сразу внедряют предлагаемые решения и говорят, что теперь у председателя СНТ появился серьезный инструмент для борьбы с проблемными абонентами».

Михаил Кувырко





Назад к списку новостей